Гипертонусная дисфония


Причинами возникновения могут быть:

✅перенесённые ранее заболевания дыхательных путей

✅Общая слабость в результате болезни, перенесенной операции, низкого артериального давления, пониженного жизненного тонуса

✅длительное молчание или чрезмерно низкая голосовая нагрузка

✅гормональные расстройства – чаще заболевания щитовидной железы. 

✅психотравмирующие факторы, тревожные, депрессивные расстройства

▪️Гипертонусная дисфония▪️обусловлена повышением тонуса голосовых складок. Фонация при этом осуществляется с напряжением мышц шеи, голос хриплый, резкий. Чаще всего причиной такой дисфонии является привычка кричать, стрессовое расстройство или миофасциальный синдром.

▪️Гипо-гипертонусная дисфония▪️это сочетание гипотонусной дисфонии на уровне голосовых складок и повышенным тонусом вестибулярных складок, их участием в фонации, (вестибулярно-складковый голос). Голос грубый, не громкий, очень неустойчив к нагрузкам. Этот тип дисфонии труднее всего лечится.

Отсутствие выносливости голоса к нагрузкам, его красоты часто мешают выполнению профессиональных обязанностей и может сказаться на качестве жизни пациента 

 ⠀

⬆️⬆️ПРОДОЛЖЕНИЕ⬇️⬇️

Для диагностики и лечения этих голосовых расстройств требуется врач-фониатр и фонопед, часто привлекаются невролог, эндокринолог, психиатр .

Основным в лечении функциональных дисфоний является постановка правильного фонационного дыхания и голоса, занятия фонопедией. 

‼️Важно понимать, что заниматься голосовыми и дыхательными упражнениями самостоятельно, используя интернет ресурсы, не только бесполезно, но и опасно. Такие занятия могут ухудшить голос и иметь другие последствия. 

Для лечения функциональной дисфонии, по показаниям, применяют, также, различные лекарственные препараты и физиотерапевтические процедуры.

Лечением дисфонии в НИКИО им. Л.И. Свержевского занимаются опытные врачи-оториноларингологи фониатры и фонопеды отдела микрохирургии гортани и фониатрии.

Берегите свой голос, заботьтесь о нем, а мы всегда рады помочь вам в этом! 



Гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый голос)

Афония — отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи.

Психогенная дисфония или афония — расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный.

Спастическая дисфония

В процессе диагностики и лечения расстройств голосовой функции требуется мультидисциплинарный подход с привлечением к процессу реабилитации невролога, эндокринолога, психиатра и фонопеда.

Лечение функциональной дисфонии

Подход к лечению функциональных дисфоний должен быть комплексным. Необходимо воздействие на этиопатогенетические факторы: лечение общесоматических заболеваний, соматоморфных расстройств, санация очагов хронической инфекции.

Профилактика расстройства голосовой функции заключается и первую очередь в соблюдении гигиены голоса, формировании правильных навыков фонации, постановке речевого и певческого голоса, особенно у лиц голосо-речевых профессий. Большое значение имеют своевременная диагностика и лечение общесоматических заболеваний, приводящих к развитию дисфоний.



Первый — возникновение гипертонуса голосовых складок, связанное с манерой голосоподачи.

Некоторые люди имеют природную или сложившуюся в результате каких-либо условий (даже подражания близким) твердую голосовую атаку. Таким способом голосоведения они пользуются постоянно и на работе, и в быту даже без особой необходимости форсировать звук. Голос при этом теряет нормальные акустические характеристики, становится грубым, хриплым, «надсадным», но иногда при этом и тихим. Появляются жалобы на утомляемость, ощущение напряжения в горле, мышцах шеи или затылка, грудной клетки.

Наиболее часто такую картину можно наблюдать у педагогов. Они форсируют голос, чтобы преодолеть неполноценность смыкания голосовых складок. При этом излишне напрягаются как внутренние, так и наружные мышцы гортани. В таком состоянии люди не всегда обращаются за специализированной помощью, пытаясь улучшить звучание за счет дополнительного напряжения, попыток увеличить силу голоса.

Картина при непрямой ларингоскопии следующая: слизистая оболочка вестибулярного отдела не изменена, вестибулярные складки выступают в просвет гортани, при фонации голосовая щель приобретает форму овала; вестибулярные складки имеют тенденцию к сближению, иногда, в последние секунды фонации, кратковременно смыкаются, что усиливает охриплость.

К третьему виду гипертонусных расстройств можно отнести заболевания, характерные для пациентов, которые фонируют вестибулярными складками; по терминологии И. Максимова, «привычный вентрикулярный голос».

И. Максимов называет вестибулярные складки вентрикулярными по единственной залегающей в них мышце (ventricularis). Вентрикулярный голос встречается у детей, подростков и взрослых. Его возникновение провоцируют перенесенные заболевания — ложный круп, острый ларингит, тяжелое течение ОРВИ, а иногда и микрохирургические операции на голосовых складках. Данная патология чаще развивается у людей с лабильными психическими процессами, склонных к невротическим и истероневротическим реакциям.

Картина при непрямой ларингоскопии: слизистая оболочка вестибулярного отдела гортани не изменена; вестибулярные складки нависают над голосовыми, при фонации смыкаются часто полностью, закрывая последние. При попытках произнести [и] слышится глухой, хриплый звук с низкими добавочными призвуками.

Рассмотрим пример.

Для логопедических занятий поступил подросток П. И. Ю., 15 лет, ученик X класса средней школы. При обследовании было установлено, что в возрасте 2 лет он перенес ложный круп. Со слов матери, после болезни голос мальчика стал другим. Сначала в семье на это не обращали внимания. По мере роста и возмужания голос не менялся. Тогда обратились за специализированной помощью.

Очень постепенно, по мере тренировок, фонация становилась менее напряженной, потом на фоне вентрикулярного голоса начали появляться звучные прорывы. Осмотры гортани в динамике изменений картины не обнаруживали. Однажды на занятии подросток сумел повторить за логопедом упражнения хорошим звучным голосом. Он «почувствовал», каким должен быть голос, и с этого момента стал успешнее выполнять упражнения и достаточно быстро перешел на звучный голос в быту.

В результате занятий подросток начал говорить хорошим звучным голосом баритонального тембра с небольшой охриплостью. Признаков мутации не обнаруживалось (ему уже шел 17-й год). Очень интересно было бы продолжить занятия и полностью восстановить функцию голосовых складок. Но юноша был доволен своим голосом и должен был поступать в институт, поэтому занятия прекратились. В институт он поступил и учится успешно.

Приведем пример образования вентрикулярного голоса несколько иной природы.

З. Ю. В., девушка 16 лет, ученица XI класса средней школы, перенесла острый ларингит с высоким подъемом температуры. В период болезни начала говорить вентрикулярным голосом. По выздоровлении и при стихании воспалительных явлений в гортани продолжала пользоваться патологической фонацией. Через 2 недели после болезни приступила к логопедическим занятиям. По характеру девушка капризная, избалованная.

Прошло 4 занятия в течение 2 недель. На пятом занятии девушка заговорила нормальным звучным голосом. Она рассказала, что накануне вечером, пытаясь достать книгу с высокой полки, уронила себе на голову том энциклопедии. От неожиданности и боли она сильно закричала нормальным голосом и после этого начала говорить так постоянно.

Данный пример свидетельствует об истерическом фоне, который способствовал закреплению вентрикулярного голоса.

Картина гортани при спастических дисфониях может быть разной. В момент фонации иногда происходит кратковременное смыкание голосовых складок, но они тут же расходятся, впадая в состояние тетануса, или появляется их гиперкинез. Форма несмыкания голосовых складок различна — щель (треугольник или овал) видна на всем их протяжении. Нередко наблюдается тенденция к напряжению и смыканию вестибулярных складок, что связано с общим напряжением всех отделов голосообразующей системы, а также с попыткой компенсаторно улучшить качество фонации.

Известны попытки внутримышечного (в голосовую и щиточерпаловидную мышцу) введения токсина ботулизма. Эффект от такого лечения весьма недолговременный, до 6 мес. Повторная процедура может оказаться безрезультатной, что мы наблюдали на примере собственных пациентов.

Наиболее щадящий и доступный способ коррекции голоса — фонопедия. Рассмотрим пример типичного течения спастической дисфонии.

Коррекционная работа по восстановлению голоса при всех видах гипертонусных расстройств проводилась в следующей последовательности.

По мнению Ю. С. Василенко , начинать следует с аутогенных тренировок, предложенных И. Г. Шультцем (Schultz I. H., 1960), которые являются одним из видов психотерапиии, сочетающей внушение и самовнушение, овладение навыками управления организмом.

На первых занятиях тренировки ведутся индивидуально, в дальнейшем можно работать и с группой пациентов. Эта психотерапевтическая методика является прерогативой психиатров, и мало кто из логопедов владеет ею. Однако каждый логопед должен уметь пользоваться приемами, снижающими общее напряжение и расслабляющими артикуляционный и фонаторный аппараты.

Начинать работу лучше с дыхательных упражнений, постепенно добавляя к ним другие функциональные тренировки. Занятия проводятся в тихой, спокойной обстановке. Дыхательные упражнения желательно выполнять лежа, что обеспечивает лучшее расслабление корпуса. О том, как формируется оптимальное для голосообразования костно-абдоминальное дыхание, мы уже писали в предыдущих разделах. Через 7—10 дней после начала занятий длительный выдох целесообразно сочетать с произнесением щелевых согласных [с-з], [ш-ж], [ф-в]. Такой озвученный выдох в известной степени уже координирует дыхание и фонацию. Для снятия напряжения с артикуляционного аппарата можно прибегнуть к приемам, которые нельзя назвать традиционно артикуляционными упражнениями.

1. Медленно, затем убыстряя темп, открывать и закрывать рот, не стараясь удерживать его открытым, а как бы хлопая губами. Слышится призвук [п]. Выполнять 2—3 мин.

2. Постараться расслабить артикуляционный аппарат, высунуть язык, как бы «развесив» его. Выполнять 4—6 подряд. Это упражнение не сразу получается. Логопед в перчатке может прихватить язык стерильной марлевой салфеткой и потряхивать его, затем слегка поглаживать. Такие движения способствуют расслаблению языка.

3. Сделать выдох сквозь неплотно сжатые губы, не напряженно, щеки слегка надуваются, слышится звук вроде «фырканья»: пр-пр-пр; [р] звучит как фрикативный. Выполнять 4—6 раз; следить, чтобы лицо было спокойным.

4. Этот прием — разновидность предыдущего. Сделать выдох сквозь неплотно сжатые губы с продуцированием того же звукосочетания. Логопед при этом похлопывает пациента по щекам. После правильного усвоения данных приемов пациент должен выполнять их дома самостоятельно 4—6 раз в день.

ах, ох, ух, эх, их; ай, ой, уй, эй, ий;

ай__яй, уй__юй, ой__ей, эй__ей.

Далее можно переходить к произнесению слогов с фрикативными [ф, в]. Согласные [ф, в] произносятся не нормировано: выдыхаемая струя воздуха направляется под верхнюю губу: фа, фо, фу, фэ, фы; ва, во, ву, вэ, вы. Такой способ произнесения создает расслабление губ и всего артикуляционного аппарата. При этом надо следить за точной координацией фонационного выдоха и произнесения слогов.

Тренировка 1. Пациент сидит за столом напротив логопеда. Его ладони и ладони логопеда лежат на столе. Сначала дается инструкция и логопед показывает, как выполнять упражнение. Затем синхронно с ним пациент произносит гласные звуки [а, о, у, э, и], сопровождая каждый звук попеременным ударом ладоней правой и левой руки по столу. Выполняется несколько раз.

Тренировка 2. Исходное положение такое же. Ладони лежат на столе, затем пальцы обеих рук по одному отрываются от стола и одновременно произносятся гласные звуки. Начинается движение с больших пальцев — звучит [а], потом следуют указательные — [о], средние — [у], безымянные — [э], мизинцы — [и]. Затем все действия выполняются в обратном порядке, т. е. начиная с мизинцев.

Тренировка 3. Исходное положение прежнее. Ладони лежат на столе. Синхронно с логопедом пациент хлопает по столу попеременно ладонью правой и левой руки и произносит группы слогов с ударением на первом гласном: ба-да-га; бо-до-го, бу-ду-гу; бэ-дэ-гэ, бы-ды-гы; ба-да-ла. Каждая группа произносится по три раза. Аналогично можно комбинировать любые слоги, но согласный звук в них должен быть звонким.

На тренировках пациент все делает синхронно с логопедом. Больших затруднений, например напряжения оральной мускулатуры, они не вызывают, и, наконец, пациенту предлагается проделывать их самостоятельно.

После тренировок с синхронными движениями рук можно предложить произнесение гласных отраженно за логопедом. Сначала это делается на придыхательной атаке звука. По мере овладения правильным звуком пациент переходит к самостоятельному выполнению этих упражнений, а под контролем логопеда постепенно осваивает произнесение гласных на мягкой голосоподаче. При этом необходимо постоянно следить за четкой координацией фонации и дыхания.

Постепенно обучающийся начинает произносить слова, предложения и тексты, стихотворные и прозаические.

Успех логопедических занятий зависит от того, насколько удается снять напряжение с голосоречевой мускулатуры и скоординировать дыхание и фонацию. Сроки восстановительного обучения достаточно неопределенные и зависят от времени, прошедшего с возникновения расстройства голосовой функции и обращения за специализированной помощью.

Контрольные вопросы и задания

1. Что принято называть гипертонусными расстройствами голоса?

4. Что характерно для ларингоскопической картины при гипертонусной патологии голоса?

6. В чем заключаются основные направления фонопедии при спастических расстройствах?


Информация получена с сайтов:
, , ,