Правила сбора лекарственных растений для детей


В наши дни многие лекарственные растения можно купить в аптеках. Существуют даже специальные гомеопатические аптеки, где ассортимент трав довольно обширен. Но если вы хотите сэкономить копеечку и сбор лекарственного сырья вам доставляет удовольствие, то лучше все делать самому.

Ведь лекарственные травы растут повсеместно и собирать их можно круглый год, даже зимой (калина, облепиха, гриб чага). При самостоятельном сборе вы общаетесь с природой, благодарите ее за дары, просите разрешения у травушки — можно ли ее собрать. Это уже начало процесса лечения, так как вы начинаете верить, что природа вам поможет.

Есть еще хороший совет. Используйте те травы, что растут поблизости от вашего дома. Будь то витаминная зелень, выращенная на грядке, подорожник, собранный вдоль забытой проселочной дороги, либо ягоды из леса, который окружает ваш город. Хорошие натуральные препараты, выпушенные китайцами или тибетской медициной далеко не всегда нам помогают так, как людям, в чьих широтах произрастало сырье.

С этой статье я дам только основные рекомендации по сбору лекарственных трав. Если у какого-либо растения технологии заготовки отличаются — об этом будет специально упомянуто в статьях раздела «Лекарственные растения».

Основные правила сбора лекарственных растений

Правило 1. Собирайте только необходимые вам травы, которые вы хорошо знаете.

Правило 2. Нельзя проводить сборы в радиусе 500 метров свалок и промышленных предприятий. Так же на расстоянии 100 метров даже от проселочных дорог.

Правило 3. В какую погоду лучше проводить сбор. Надземные части растений обычно собирают в сухую ясную погоду. Нельзя собирать цветы и листья мокрыми после дождя или по росе. Такой сбор медленно сохнет и быстро загнивает. Корни и корневища лучше выкапывать лопатами или плоскими вилами после дождя, когда земля еще влажная или утром по росе.

Правило 4. Не срывайте растение целиком, если вам нужны только некоторые его части, бережно обращайтесь с ним. Так же недопустим полный сбор какого-либо растения с определенного участка. Оставьте как минимум 1/3 растений на площади для дальнейшего развития и размножения. Не срывайте целую ветвь с дерева, если вам нужно собрать с нее только цветы, листья или плоды. И не оправдывайте себя тем, что чем больше кустов и деревьев ломаешь, тем они лучше растут. Ведь любую обрезку нужно проводить по правилам.

Правило 6. Собранные части растений надо рыхло укладывать в корзины. Нельзя утрамбовывать или запихивать в мешки. Дома следует немедленно разложить сбор тонким слоем для сушки.

Сбор различных частей растений

Каждый вид сырья в различные периоды жизненного цикла растения имеет в себе разное количество полезных компонентов. Наибольшая концентрация действующих веществ, например в листве, возникает в период цветения, в корневищах – весной во время прорастания растения, в плодах – после их созревания. Поэтому следует четко знать, когда следует приступать к сбору конкретного вида сырья

Сбор травы

Сбор надземной части растений, попросту говоря травы, следует производить тогда, когда растение начинает цвести. Во время бутонизации собирают только череду трехраздельную.

Большие заросли однородной травы можно срезать косой, одиночные растения срезают под нижние листья ножницами, секатором, острым ножом, удаляя при этом поврежденные листки и цветы. У таких растений как зверобой, полынь или пустырник заготовке подлежат только верхушки стеблей с цветками (15-20 см). В таком случае допускается обламывание боковых веток с цветками.

Обратите внимание! Не выдергивайте травы с корнями! Так вы сохраните естественные запасы целебных растений и не будете засорять лекарственное сырье.

Сбор листвы

Листики надо собирать в то время, когда они достигают максимального размера и успели накопить в себе достаточно большую долю полезных веществ – в начале периода цветения растения. Листву толокнянки, брусники и мать-и-мачехи собирают уже после цветения, потому что эти растения цветут рано и листва к этому времени еще не успевает полностью сформироваться.

Обратите внимание! Сбор листвы до цветения приводит к ослабеванию самого растения, так как именно в листве аккумулируются питательные вещества. Допускается обрывать не более 1/3 листвы. Большее количество листков снимать нельзя, потому что это приведет к гибели самого растения.

Чтобы не засорять лекарственное сырье, собирайте только здоровую листву нижнего и среднего уровня. Укладку листвы осуществляйте неплотно в невысокие корзины, причем сразу после сбора ее следует просушить. В результате в ваши запасы должна попасть однородного натурального цвета неповрежденная листва с характерным для этого растения запахом.

Менее ценную листву можно заготавливать, срезая ее вместе со стеблями. После этого листики обрывают или, просушив стебли, обмолачивают. Для более качественной просушки, в случае необходимости, грубую и сочную жилку, которая пересекает листок посередине, удаляют.

Сбор почек

Эту процедуру, разумеется, совершают весной в период набухания почек до момента их раскрытия. Как только почечная верхушка приобретает зеленый цвет, это сырье теряет свою ценность.

Сбор цветков

В цветках максимальная концентрация активных лекарственных веществ наступает в самом начале цветения. Поэтому травники рекомендуют собирать цветочное сырье именно в этот период, к тому же в это время цветки не осыпаются и не так интенсивно теряют свой цвет при последующей просушке. Впрочем, есть растения, которые рекомендуют собирать в период бутонизации (татарник колючий, тимьян, череда).

Для сбора цветков с деревьев вы можете использовать приспособления с крючком для нагибания и опускания веток. Обрезайте цветки садовыми ножницами или секатором. На ножницы можно прикрепить специальные сетки, в которые падают цветы сразу после срезания.

С травянистых растений цветки обрывают без цветоножек просто руками, либо срезают ножом или ножницами. Иногда, чтобы избавиться от цветоножек, цветки следует перетирать через сито, как, например, бузину. А вот для сбора таких цветков как ромашка, используют, так называемые, чесалки – гребни, выполненные из металла, к которым прикреплены ковши для сбора сырья. Иногда нужно собирать только части цветка, как, например, венчик цветка коровяка или язычковые крайние цветки василька.

Не стоит собирать подгнившие, слишком загрязненные, поврежденные или пораженные вредителями цветки — пользы от такого лекарственного сырья не ждите.

Сбор ягод, плодов и семян

Такое лекарственное сырье следует собирать только в утреннее или вечернее время до момента выпадения росы. В пасмурный день плоды можно собирать в любое время. А вот сырье, собранное в жару очень быстро придет в негодность. Причем приступать к сбору нужно во время полного их созревания.

Соцветия-плодоносы следует срезать целиком и связывать для просушивания и дозревания в снопы. Затем путем обмолачивания снопиков отсеивают плоды.

Плоды тмина во избежание потерь следует заготавливать при появлении первых признаков созревания, иначе во время сбора будет много потерь.

Воздержитесь от сбора грязной ягоды, а если уж собрали, то ни в коем случае не мойте, лучше такое сырье просушить отдельно от остального. От грязи избавитесь уже в сушеном виде прямо перед употреблением, тщательно промыв ягоды. Поврежденные или мокрые плоды заготовке не подлежат. Поэтому, перед тем, как просушивать сырье, следует его внимательно пересмотреть.

Лекарственные ягоды, ввиду их сочности, требуют особого обращения. Старайтесь не помять их в процессе сбора и укладки, потому что в местах повреждений появляется сначала потемнение, а затем плод начинает гнить. При укладывании ягод в транспортировочные емкости через каждые 6 см сырья делайте слой листвы. Будет неплохо, если транспортировочная тара изнутри будет покрыта тканью.

Сбор коры

Для заготовки лекарственной коры подходят только молодые, не старше 2 лет, ветки. Срезание коры следует делать весной во время набухания почек, когда в коре накапливается максимальное количество лечебных компонентов. Кроме того в этот период кора с зимы напитавшись влагой, не пересушена, поэтому ее легко снимать с древесины.

Кору снимают при помощи острого ножа. Для этого делают две поперечных полукруглых насечки — 25 см одна от другой. После этого делают еще две — три, но уже поперечные насечки, которые должны соединить продольные. После этого сверху кору в пределах насечек нужно аккуратно отслоить в направлении нижнего надреза. Но полностью отделять кору сразу не нужно. Дайте ей некоторое время на подвяливание. А после этого ее можно снимать.

Обратите внимание! Если вы сделаете сплошные поперечные насечки, то сильно навредите дереву.

Если на ветке есть наросты лишайника, то перед тем, как делать надрезы, зачистите кору скребком. Если вы будете состругивать кору, то кроме коры снимете еще и древесину, тем самым сделаете сырье непригодным для употребления.

При укладке сырья из коры в мешки, а ее удобнее всего укладывать именно в них, не допускайте слишком плотного прилегания и попадания трубочек коры одна в другую. Такая укладка может привести к загниванию целебного сырья.

Сбор корней и корневищ

На сбор подземной части растений, корневищ, клубней и корней, следует, как правило, отправляться в конце осени или ранней весной. К этому времени надземная часть растения уже засыхает, поэтому вам следует позаботиться о том, чтобы по надземной части можно было определить вид растения и выкопать именно тот корень, который вам нужен. Слишком затягивать со сбором подобного сырья не следует.

Однако, если вы заранее пометите место нахождения необходимых вам корешков, а потом по весне до периода роста их выкопаете, то от этого только выиграете, потому что именно ранней весной в подземной части растений накоплена самая большая доля действующих компонентов

Обратите внимание!

Для сбора корневищ и корней вам понадобятся специальные приспособления. Самым удобным из них является «копалка» — узкая лопата с закругленным лезвием. Такой лопаткой можно вытащить корень одним движением. Если такой копалки вы не нашли, подберите остроконечную лопату из нержавеющей стали. Корешки таких растений, как аир, которые растут на болотах, проще всего добыть после спада воды при помощи вил или грабель.

После того, как сырье выкопано, его сразу промывают и просушивают на мешковине, рогожке или сухой траве. После того, как сырье просохнет, его очищают от коры, остатков стеблей и тонких корешков. Затем корни можно перевозить к месту просушивания.

Надеемся, советы, изложенные в этой статье, помогут вам собрать бесценное лекарственное сырье. А вот как его сушить и хранить, вы можете прочитать в нашей следующей статье.

Не забывайте благодарить природу за ее дары. Так она лучше откликнется на ваши просьбы об излечении, и собранные вами лекарственные растения принесут максимальную пользу.



Тема: Основные правила сбора лекарственных растений

Цель: Развитие и формирование биологически и экологически грамотной личности, постигающей многообразие и значение лекарственных трав.

Задачи

Формирование уважительного отношение к объектам природы;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

Сбалансировать познавательный, потребительский, природоохранный и эстетический аспекты модальности отношения учащихся к природе;

Развитие самостоятельности учащегося в его учебно –познавательной и практической деятельности по сбору лекарственных трав.

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения.

в обучающей сфере:<

расширение знаний о мире лекарственных трав родного края;

приобретение умений и навыков свободно ориентироваться в многообразии растительного мира Кировской области;

в воспитательной сфере:<

формирование у учащихся уважительного отношении к объектам природы;

формирование культуры здорового образа жизни;

в развивающей сфере:<

совершенствование учащимися навыков и умений самостоятельной работы по сбору лекарственных растений;

развитие навыков самостоятельного мышления в сфере естественнонаучных знаний;

Анонс занятия

Презентация «Правила сбора лекарственных растений»

Основные правила сбора лекарственных растений <

Правило 1. Собирайте только необходимые вам травы, которые вы хорошо знаете. Правило 2. Нельзя проводить сборы в радиусе 500 метров свалок и промышленных предприятий. Так же на расстоянии 100 метров даже от проселочных дорог.

Правило 3. В какую погоду лучше проводить сбор. Надземные части растений обычно собирают в сухую ясную погоду. Нельзя собирать цветы и листья мокрыми после дождя или по росе. Такой сбор медленно сохнет и быстро загнивает. Корни и корневища лучше выкапывать лопатами или плоскими вилами после дождя, когда земля еще влажная или утром по росе.

Правило 4. Не срывайте растение целиком, если вам нужны только некоторые его части, бережно обращайтесь с ним. Так же недопустим полный сбор какого-либо растения с определенного участка. Оставьте как минимум 1/3 растений на площади для дальнейшего развития и размножения. Не срывайте целую ветвь с дерева, если вам нужно собрать с нее только цветы, листья или плоды. И не оправдывайте себя тем, что чем больше кустов и деревьев ломаешь, тем они лучше растут. Ведь любую обрезку нужно проводить по правилам.

Правило 5. Зависимость от лунных фаз. Сбор цветов и листьев лучше проводить при растущей луне (за исключение крапивы). Корневища выкапывают в полнолуние или при убывающей луне. В такие дни части растений обладают наибольшей силой.

Правило 6. Собранные части растений надо рыхло укладывать в корзины. Нельзя утрамбовывать или запихивать в мешки. Дома следует немедленно разложить сбор тонким слоем для сушки.

Как собирать лечебные травы и растения<



Задачи:

• дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.

• развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.

• воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.

Оборудование:

• Карточки с названиями лекарственных растений.

• Стенные газеты о лекарственных растениях.

• Костюмы для инсценировок (шапочки архивариусов, врача, платок для бабушки, костюмы сороки и зайца, венки из цветов для травников)

• Лекарственное сырьё (в аптечной упаковке) для травников.

• Чай (заварен из лечебных трав: мята, душица, мелисса).

Ведущий 1

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(Р. Рождественский)

Ведущий 2. Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров — «золота», — что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать — мы живем в мире лекарств!»

Учитель.Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки, хранения и применения. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в Страну Лечебных Трав. Проводниками – экскурсоводами будете вы сами. Сегодня работает пять групп:

1 группа: Учёные – архивариусы. Они дадут справки из истории. Давайте послушаем их.

Архивариус 1. Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений.

Архивариус 2. Постепенно знания о них стали собираться в книги — «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.

Архивариус 3. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

Учитель: Итак, отправляемся в Страну Лечебных Трав. Где же эта Страна? Она совсем рядом с нами. Заглянем в наш двор (на карте во время сообщений прикрепляются названия растений).

2 группа:

Ученик 1. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же...
(крапива)

Писатель А. Плешаков призывает нас: «Подружитесь с крапивой!».

Инсценировка (3 чел.)

Бабушка: Сегодня на обед будут крапивные щи

1 брат: Мы с братом переглянулись.

Оба брата: Крапивные?

Бабушка: Да-да. А вы пойдите и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы.

2 брат: Щи получились отличные. И это было для нас открытием.

1 брат: Мы поняли, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

Бабушка: Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Врач. Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы.

Ученик 2. А с этим растением вы тоже все знакомы:

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник) Слайд, приложение 1.

Ученик 3. Почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником? Для чего вы это делали? Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету.

Ученик 4. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья немного напоминают след ступни человека. В Америке он никогда не рос до тех пор, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3000 лет назад. В средние века это было самое широко применяемое средство.

Врач. Подорожник, используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, он также широко применяется для лечения простуды. При этом используют сок подорожника.

Ученик 5. Еще один житель Страны Лечебных Трав:

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на ветке крепкой
Сто плодов шершавых, цепких.
(Лопух) Слайд, приложение 1.

Действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха - репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам лопух растет ближе к его жилью. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Они съедобны на первом году жизни растения. Поэтому в Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Корни можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Если измельчить корень и варить его в течение 2 часов с щавелем, уксусом, то получится приятное на вкус повидло.

Врач. Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.

Ученик 6

Догадайтесь, что это за растение:
Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик) Слайд, приложение 1.

Одуванчик — тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые — «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.

Врач. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Учитель: Около наших домов очень много лекарственных растений. Но настоящая кладовая даров для аптеки — это наше природное окружение: леса, поля, луга. Здесь столько лекарственных растений, что ими можно предупредить и вылечить многие заболевания: сердца, желудка, нервов, простудные и многие другие.

Итак, отправляемся в лес!

3 группа

Ученик 1. Отгадайте загадку о первом лесном жителе Страны Лечебных Трав.

Беленькие горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш) Слайд, приложение 1.

В тени деревьев среди густой травы растет он. У ландыша два больших остроконечных листа, а между ними, на высокой тоненькой ножке, несколько маленьких белых колокольчиков. Узнаешь его и по тонкому, приятному запаху. За красоту и за этот запах его очень любят люди. Но если для большинства людей ландыш лишь красивый цветок, то для врачей это еще и сырье, из которого делается лекарство для сердечных больных. Ландыш используется для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш — это охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу. Поэтому ландыш заготавливают только специальные организации.

Ученик 2. Другой житель Страны Лечебных Трав — медуница. (Слайд, приложение 1.) Так описывает этот цветок поэт В. Мусатов:

Лиловый, красный, голубой
Цветет, любимая пчелой,
В дубраве медуница.
Никто другой в стране лесной
Не может, как она весной
В три цвета нарядиться.

Медуница имеет очень широкие листья (т.к. она растет с самой ранней весны), чтобы ловить больше солнечных лучей. Цветки у медуницы трех цветов. Если понаблюдать за ней несколько дней, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок, сначала розовый или красный, затем становится синим, и, наконец, фиолетовым. А так как цветочки распускаются не одновременно, то на одном стебле можно увидеть весь разноцветный «букет». Медуница используется для лечения воспаления дыхательных путей при бронхите, а также при недостатке витаминов.

Ученик 3. Название следующего растения вы легко отгадаете:

И матушка родная,
И мачеха злая
Бок о бок живут –
Через стеночку.
(Мать-и-мачеха). Слайд, приложение 1.

Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогодь, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду.

Ученик 4. Кто из вас знает, почему это растение так называется?

(Ответы детей.)

“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”

Ученик 5. Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одного содержания.

Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом не умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы всё хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семь будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведёт рукой по волосам – словно репьёв насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слёзы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек жёлтенький расцвёл. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадёт. На его месте летом листья вырастут, сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие.

Ученик 6. Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые.

Люди давно прознали о лечебных свойствах мать-и-мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать-и-мачеху “туссиляго” - от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.

Ученик 7. Есть в лесу и сладкая аптека. (Слайды, приложение 1.)Так, черемуху используют при лечении расстройств желудка, малину — при ангинах и простудах, землянику — для улучшения состава крови, бруснику — при авитаминозах (ягоды) и при заболеваниях почек (листья).

Архивариус 1: Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнол, убивающее микробов.

Архивариус 2: Я хочу сделать вам не менее интересное сообщение. С древних времен лечатся не только люди, но и животные. Ранней весной лиса и барсук для своих детенышей устраивают настоящие солнечные ванны. Они выносят своих малышей из сырых и темных нор, держат их некоторое время на солнышке, поворачивают с одной стороны на другую, а потом снова уносят в логово. Для чего же звери облучают солнечными лучами своих детей? А для того, чтобы предупредить рахит.

Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Поедая полынь, степные копытные животные избавляются от глистов и других паразитов. Медведь не ляжет в берлогу до тех пор, пока не выведет глистов. Иначе ему не перезимовать. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение.

Учитель. Немало лекарственных трав в поле и на лугу

4 группа

Луговые травы

С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е. Фейерабенд)

Бабушка: Да, действительно, очень важно знать, какие растения полезны, а какие могут быть и ядовиты. Ну-ка, внучек, вспомни, чему я тебя учила? Какие лекарственные растения ты знаешь?

Внук:(Слайды, приложение 1.) Это ромашка аптечная (ее используют при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, это успокаивающее средство, оно утоляет боль).

Кажется солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок.
Солнце над нами и солнце – у ног!
(А. Мельникова)

Знаю пустырник (успокоительное средство, применяется также при болезнях сердца); василек синий (используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря, в виде примочек при заболеваниях глаз).

Валериана лекарственная используется при болезнях нервов, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Бабушка. Часто можно увидеть ещё одно ценное лекарственное растение — тысячелистник обыкновенный. (Слайд, приложение 1.) Посмотрите на растение и ответьте, почему он так называется? Каждый лист тысячелистника многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые трудно.

Инсценировка (2 чел.)

Зайчонок: Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…

Сорока: Что это ты считаешь?

Зайчонок (вздыхая): Опять со счета сбился. Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков. Вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.

Сорока (смеётся):– Ха – ха – ха! Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много, как и цветков. Цветки у тысячелистника маленькие. Их множество, и образуют они красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белые или лиловые. Но если подняться в горы, то там можно встретить розовые и даже тёмно – красные корзиночки.

Зайчонок: Вы посмотрите, какие у него длинные резные листья. Будто маленькие ветки ёлки.

Сорока: Очень интересное растение, очень. Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них семена хранятся.

Зайчонок: А как вы думаете, тётушка Сорока, сколько всё же у тысячелистника листиков?

Сорока: Не знаю, не знаю. Я пока за вестями слетаю, а ты тут потрудись немножко, посчитай. А потом мне скажешь!

Зайчонок вздохнул, наклонился над растением и стал считать: Один, два, три…

Бабушка.Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Тысячелистник хорошо останавливает кровь. Он улучшает аппетит. Разомните листья тысячелистника, приложите кашицу к ранке и завяжите бинтом. Рана быстро заживет.

Учитель: Итак, наше путешествие по Стране лечебных трав сегодня заканчивается. Для подведения итогов я приглашаю последнюю группу ребят. Чтобы узнать название этой группы, нужно разгадать кроссворд (слайд, приложение 1):

• Его называют сердечной травой,
Он бережёт ваш сон и покой. (Пустырник)

• Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

• На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)

• Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)

• Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

• Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

• Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)

• У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

5 группа «Травники»

Травник 1“Травниками” называли людей, собирателей лекарственных растений. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Травники 2, 3. Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои волшебные лечебные силы, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом точно придерживаться строгих правил. (Рассказывают по памятке - Приложение 2)

Итог.

Учитель: Ребята, а как вы сможете применить знания, полученные сегодня, использовать в жизни? Не забывайте правила, о которых вам рассказали травники. Они записаны в памятках, которые вы получили от наших травознаев. Но не только на улице можно встретить лекарственные растения. Растут они и у вас дома. Задание – узнать о лекарственных растениях, растущих на подоконниках ваших домов. Подготовить рассказ об этих растениях.

В заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

А теперь наши травники приглашают всех на чаепитие!

Литература, интернет-ресурсы:

• Преподавание в начальных классах: Психолого - педагогическая практика/ А.В.Алексеева и др. М. , «ЦГЛ»,2003


Информация получена с сайтов:
, , ,