По одной оценке, 2,5% перенесших COVID-19 кашляют даже спустя год после болезни (а тех, кого проблема беспокоит не так долго, должно быть еще больше). В колонке для The Conversation доцент австралийского Университета Бонд Наташа Йейтс рассказывает о причинах непроходящего кашля и способах себе помочь.
Йейтс приводит четыре возможных механизма возникновения кашля. Все они обусловлены воспалением в разных органах и системах.
• Когда воспалены верхние дыхательные пути, ткани производят жидкость, которая стекает через носоглотку. Из-за этого хочется прочистить горло, а иногда появляется кашель.
• При воспалении нижних дыхательных путей и легких организм с помощью кашля пытается избавиться от слизи. Иногда ее мало, но из-за отекших тканей человек все равно кашляет, при этом кашель получается "сухой".
• Иногда воспаление развивается не в органах дыхания, а в нервной системе. Кашель бывает и из-за этого.
• Изредка из-за воспаления ткани повреждаются так сильно, что развиваются интерстициальные заболевания легких. Это достаточно серьезное осложнение, которое необходимо диагностировать и лечить после консультации с пульмонологом.
На эту тему
По словам Йейтс, с мучительным кашлем после COVID-19 к ней обращаются в том числе и те, кто переболел легко.
Однако в некоторых случаях проблема обусловлена не COVID-19, а присоединившейся бактериальной инфекцией. Если кашель стал звучать иначе, чем раньше, участился, увеличилось количество отхаркиваемой слизи, в ней заметна кровь, добавились жар, боль в груди, участилось сердцебиение, усилилась одышка, то все это может указывать на бактериальную инфекцию. Также хронический кашель бывает при сердечной недостаточности, раке легких и других опасных болезнях. Если причина неизвестна, следует провериться.
Если ничего не помогает, то некоторые используют ингаляторы с гормональным средством — будесонидом. Правда, Йейтс оговаривается, что это лекарство не проверяли в клинических исследованиях для лечения кашля после COVID-19. Гормональные препараты в таблетках тоже еще не проверены, поэтому применять их не рекомендуют. Также не следует принимать антибиотики, если не подтверждена вторичная бактериальная инфекция.
В большинстве случаев идти к врачу нет необходимости. Кашель пройдет, пусть и не сразу. Но если есть сомнения, лучше проконсультироваться со специалистом.
После COVID-19 чаще болеют диабетом
Даже легкий COVID-19 повышает риск развития диабета как минимум в течение года, особенно для людей, у которых была предрасположенность к болезни. Об этом рассказывает Nature.
В прошлых обзорах мы рассказывали о двух исследованиях, выполненных на данных из медицинской базы американского Министерства по делам ветеранов. В них ученые установили, что у перенесших COVID-19 чаще обычного встречаются отклонения в работе сердечно-сосудистой системы и психические расстройства. В работе о рисках развития диабета снова использована эта база.
На эту тему
Чтобы оценить риск, исследователи сопоставили три группы ветеранов. В первую попали более 180 тыс. человек, переболевших COVID-19 и проживших хотя бы месяц после заражения. В две другие — примерно по 4 млн ветеранов, которые обращались за медицинской помощью до и во время пандемии, но не были инфицированы коронавирусом. Оказалось, что в пределах одного года в первой группе диабет развивался на 40% чаще — это 13 дополнительных случаев на каждую тысячу человек. Почти все случаи — диабет второго типа.
Риск тем выше, чем тяжелее протекал COVID-19: у госпитализированных или попавших в палату интенсивной терапии — трехкратный. Но и среди болевших дома ученые выявили восемь дополнительных случаев диабета на тысячу человек. У людей с высоким индексом массы тела (ожирением) риск более чем двукратный по сравнению с контрольными группами.
Ограничение исследования заключается в том, что в базе хранятся данные в основном о немолодых белых мужчинах, у многих из которых повышенное кровяное давление и лишний вес. Это делает их предрасположенными к диабету. Кроме того, в контрольной группе кто-то мог переболеть COVID-19 незаметно для себя. Это исказило бы расчеты. Точно так же у кого-то мог быть диабет и до COVID-19, но его выявили только потому, что человек обратился за помощью из-за коронавирусной инфекции.
Неясно, остается ли риск развития диабета повышенным на второй год и далее. Однако даже небольшое и сравнительно непродолжительное увеличение этого показателя может значить, что диабетом заболеет очень много людей, ведь по всему миру выявлено 480 млн случаев COVID-19.
Ивермектин не работает
Противопаразитарный препарат ивермектин провалился как лекарство от COVID-19 в крупном клиническом исследовании. Эксперты призывают не тратить время и ресурсы на дополнительные проверки. Об этом рассказывает The New York Times.
Ивермектин стали назначать пациентам с COVID-19 еще в 2020 году: лабораторные эксперименты показали, что препарат способен нейтрализовать вирус. Правда, скептики отмечали, что концентрация "в пробирке" была намного выше той, что безопасна для человека. Некоторые клинические исследования подтвердили эффективность ивермектина. Препарат часто нахваливал шоумен Джо Роган, многие стали принимать его даже без консультаций с врачом.
На эту тему
Исследование ивермектина проходило с марта по август 2021 года в Бразилии. Лекарство назначили 679 пациентам. Риск госпитализации с ним не снизился, а те, кто начал принимать ивермектин в первые трое суток после теста на коронавирус, болели тяжелее, чем пациенты, получившие плацебо. Вместе с бразильцами число участников исследований, заслуживающих доверия, превысило 5 тыс. Новый анализ этих данных показал, что от ивермектина нет пользы при COVID-19.
Исследования ивермектина продолжаются, но эксперты, опрошенные The New York Times, считают, что в этом больше нет необходимости.
Подготовил Марат Кузаев
Covid – сложное заболевание( «CO» − корона, «VI» − вирус, «D» − заболевание). Выделенный штамм коронавируса − hCoV связан с тем же семейством вирусов, что и острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) и некоторые типы обычной простуды. Впервые был обнаружен в Китае, городе Ухань, три года назад, поэтому болезнь носит название COVID-19. Заболевание обусловило возникновение всемирной пандемии и высокий процент смертности людей, поскольку болезнь была мало изучена. Инфекция передается по воздуху (при чихании, кашле), через касание человеком поверхностей, загрязненных вирусом. Сейчас появился новый штамм вируса – омикрон SARS-CoV-2.
Все организационные мероприятия, большинство клинических аспектов помощи, в частности, − определение случаев госпитализации, проводятся по клиническим критериям, развитию осложнений заболевания и регулируются стандартами медицинской и фармацевтической помощи, утвержденными МОЗ. Характерные симптомы заболевания:
• повышение температуры, пропажа вкуса;
• сильные головные боли, боли в суставах;
• тошнота, диарея;
• кашель, насморк, боль в горле;
• одышка, пневмония.
Проявляются эти симптомы не у всех, а болезнь протекает по-разному. При подозрении на возникновение заболевания, обращение к врачу обязательное. Врач, исходя из Протокола лечения и состояния больного, назначает препараты. Тема лечения интересует многих людей, особенно, чем лечить кашель при Ковиде. Этот симптом Ковида наблюдается у большинства людей.
Принципы лечения ковидного кашля
В настоящее время не существует препаратов с доказанной эффективностью, в частности «противирусных», которые могли бы повлиять на течение ковида, сократить его продолжительность и предотвратить осложнения. Антибиотики на ковид не влияют. Поэтому вопрос «Ковид 19: чем лечить кашель» решается только специалистом. Специалист решает какой приём показан:
• жаропонижающих препаратов для облегчения самочувствия и обезболивания (парацетамол, ибупрофен);
• сосудосуживающие капли в нос для облегчения носового дыхания;
• теплое обильное питьё и препараты для лечения продуктивного кашля.
Но эффективность отхаркивающих средств по сравнению с большим количеством горячих напитков не доказана. Если больной ковидом много пьет жидкости, средства для отхаркивания не нужны. Если мало пьет, принимает отхаркивающие средства, к примеру, Мукалтин в условиях сухого теплого воздуха, возможна вероятность осложнений. Если дышать увлажненным воздухом и много пить жидкости, а нос промывать солевым раствором, с кашлем при легкой форме ковида можно справиться.
При продуктивном кашле может быть показана дыхательная гимнастика и дренажное положение на животе, что облегчает отхождение мокроты и улучшает вентиляцию легочной ткани. Дренажное положение – это положение пациента на животе с опущенной вниз головой по 30 минут несколько раз в день.
Часто многие пациенты, общаясь по телефону с лечащим врачом, жалуются, что сильно беспокоит сухой кашель. Чем лечить сухой кашель при ковиде?
Терапия сухого кашля
Кашлевой рефлекс без отхождения мокротного компонента вызывает боль в горле из-за постоянных позывов, носит навязчивый характер. Длительность кашлевого приступа зависит от иммунного статуса пациента и той вирусной нагрузки, которая была получена при заражении. Чем она больше, тем ниже уровень иммунитета, и тем интенсивнее будет приступ кашля.
Считается, что если непродуктивный кашель, сопровождающийся гипертермией, высокой температурой длится более недели, это указывает на то, что в легких развивается коронавирусная пневмония. |
В отдельных случаях при ковиде у взрослого, врач может назначить проведение диагностики – КТ легких. Компьютерная томография позволяет определить объем поражения легких, степень тяжести и стадию ковидной пневмонии, что прямо влияет на тактику лечения!
Если пневмония не подтвердилась, терапия сухого кашля заключается в разрежении и отхождении мокроты. Врач может назначить препараты следующих фармакологических групп:
Чем лечить кашель после ковида
После коронавируса у пациентов может оставаться часть симптомов. Чаще это одышка, общая усталость, ухудшение сна и развитие сердечнососудистых болезней, кашель. Обычно они продолжаются от одного до нескольких месяцев.
Среди множества причин затяжного ковидного кашля – неокрепший организм больного, изменение структуры легочной ткани, хронический обструктивный бронхит, кашель на фоне психосоматических изменений. В зависимости от этих причин терапевт решает проблему «Чем лечить кашель после ковида».
Принимаются традиционные лекарственные средства, успокоительные препараты. Рекомендуется дыхательная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, массаж, прогулки на свежем воздухе и прием витаминов.
Будьте здоровы и берегите себя!
Какой механизм предположительно лежит в основе развития кашля в постковидном периоде?
Кашель представляет собой безусловный рефлекс с элементами сознательного контроля. Как и в случае с большинством респираторных вирусов, первичным местом входа для SARS-СoV-2 является респираторный эпителий. Чувствительные ветви блуждающего нерва, расположенные в эпителии и субэпителиальной части слизистой оболочки, играют важную роль в регулировании окончания кашля. Эпителиальные клетки дыхательных путей синтезируют и выделяют множество аутокоидов, факторов роста и цитокинов, которые взаимодействуют с рецепторами и ионными каналами периферических сенсорных нервов дыхательных путей, вызывая кашель или изменяя возбудимость этих нервов к последующему раздражению. SARS-CoV-2 использует рецепторы ангиотензин-превращающего фермента II типа (АПФ-2) для проникновения в эпителиоциты. AПФ-2 экспрессируется в эпителиальных клетках верхних и нижних дыхательных путей, и среди многих функций этот фермент регулирует концентрацию в слизистой оболочке провоспалительного пептида брадикинина. Предполагается, что неконтролируемое образование брадикинина может быть причиной некоторых серьезных системных осложнений новой коронавирусной инфекции, а также кашля. Появление кашля во время инфекции может быть результатом повреждения эпителиальных клеток, которое приводит к высвобождению провоспалительных аутокоидов, нейротропинов, цитокинов и аларминов. Они могут вызывать кашель или повышать чувствительность слизистой оболочки дыхательных путей к раздражителям. Описанные изменения приводят к усилению кашлевого рефлекса и могут стать причиной длительно сохраняющегося сухого кашля после перенесенной вирусной инфекции (рис. 1).
Рисунок 1. Предполагаемый механизм развития кашля при постковидном синдроме
При длительно сохраняющемся кашле пациентам может быть рекомендована симптоматическая терапия с применением препаратов, подавляющих кашель, или антибиотиков при условии присоединения вторичной бактериальной инфекции.
Одним из препаратов, применяемых при сухом кашле, является Синекод. Активный действующий компонент препаратов ‒ оригинальный бутамирата цитрат. Синекод подавляет кашель, напрямую воздействуя на кашлевой центр. Кроме того, бутамирата цитрат в составе препаратов Синекод расширяет бронхи, обеспечивая облегчение дыхания и улучшая насыщение крови кислородом. Ослабление кашля наступает через 30 минут после первого приема препарата Синекод, продолжительность противокашлевого эффекта составляет до 6 часов.
В исследовании сравнения с кодеинсодержащим препаратом Синекод приводил к статистически достоверному более быстрому подавлению сухого кашля. Противопоказаниями к применению препарата являются повышенная чувствительность к его компонентам, детский возраст до 2 месяцев и продуктивный характер кашля. Препараты Синекод, практически, не вызывают побочных реакций даже при длительном приеме*, в том числе у детей и пациентов пожилого возраста, достаточно редко наблюдаются кожная сыпь, тошнота, диарея, головокружение (частота менее 1%), аллергические реакции.
Для максимального удобства пациентов Синекод выпускается в двух лекарственных формах: каплях и сиропе. Бутамират в виде капель можно безопасно применять в педиатрической практике для детей от 2 месяцев, а сироп рекомендован взрослым и детям с 3-летнего возраста.
Синекод является препаратом для лечения сухого кашля при различных заболеваниях у взрослых и детей, может быть рекомендован в качестве препарата выбора для лечения сухого кашля любой этиологии8,9,12.
1. Woo-Jung S et al. Confronting COVID-19-associated cough and the post-COVID syndrome: Role of viral neurotropism, neuroinflammation, and neuroimmune responses.
Lancet Respir Med. 2021;9:533-44. Published online 2021 Apr 12. DOI: 10.1016/S2213-260000125-9. PMCID: PMC8041436.4. Carfì A, Bernabei R, Landi F, Gemelli Against C-P-ACSG. Persistent symptoms in patients after Acute COVID-19. JAMA 2020; 324: 603–05.
5. Dicpinigaitis P. V., Canning B. J. Is there (will there be) a post-COVID-19 chronic cough?. – 2020.
7. Raveendran AV, Jayadevan R, Sashidharan S. Long COVID: An overview. Diabetes & Metabolic Syndrome: Clinical Research & Reviews. 2021 Apr 20.
8. Инструкция по медицинскому применению препарата Синекод капли, П № 011631/02-310119. Министерство здравоохранения Российской Федерации.
9. Инструкция по медицинскому применению препарата Синекод сироп, П № 011631/01-141119. Министерство здравоохранения Российской Федерации.