Русская народная медицина


Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на обсуж­де­ния внут­рен­не­го устрой­ства стра­ны, затро­нул так­же и вопро­сы «здра­во­сти, быта, семьи, обще­ствен­но­го при­зре­ния». В реше­ни­ях Сто­гла­ва запи­са­но: <Да пове­лит бла­го­че­сти­вый царь всех человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под

замок.В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и 

лекарства не помогут.В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти

добавили маленького червяка.По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие

из них неизлечимы.Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные

Добрая аптека убавит века

голоса выкрикивал ругательства.Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный

музейВ крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на 

сглаз.Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню

от эпидемии.Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних

деревень.Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в 

коек. В 1682 г. был издан указ Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и 

качестве оберега.постро­ить в Москве две шпи­таль­ни, или бога­дель­ни, для при­зре­ния убо­гих. «А для лечь-6ы их во вся­кой нуж­де надоб­но, что­бы у них был при­став­лен дох­тур, апте­карь, да лека­рей чело­ве­ка три или четы­ре с уче­ни­ка­ми и апте­ка неболь­шая»… Одну из этих боль­ниц на Гра­нат­ном дво­ре у Никит­ских ворот пред­по­ла­га­лось исполь­зо­вать как меди­цин­скую шко­лу. «Что­бы в боль­ни­це и боль­ных бы лечи­ли, и лека­рей бы учи­ли. Соче­та­ние задач — лече­ние боль­ных и обу­че­ние врачей.В запад­ных рус­ских зем­лях уже в нача­ле XVI века, а воз­мож­но, и рань­ше были вра­чи, полу­чив­шие школь­ное обра­зо­ва­ние. Учи­лись они, веро­ят­но, в Праж­ском уни­вер­си­те­те (осно­ван в 1347 г.), в Кра­ков­ском уни­вер­си­те­те (осно­ван в 1364 г.), в Замой­ской ака­де­мии (осно­ва­на в 1593

г. в г. Замо­стье непо­да­ле­ку от Льво­ва). При этих учеб­ных заве­де­ни­ях суще­ство­ва­ли, как извест­но из их уста­вов, спе­ци­аль­ные бур­сы для выход­цев, из восточ­ных сла­вян­ских стран, преж­де все­го литов­цев и руси­нов. Сре­ди них были и обу­чав­ши­е­ся меди­цине, став­шие вра­ча­ми, но име­на их неиз­вест­ны. Одна­ко о неко­то­рых рус­ских вра­чах мы зна­ем. Один из них Геор­гий Дро­го­быч родил­ся око­ло 1450 г., с 1468 г. учил­ся в Кра­ков­ском уни­вер­си­те­те на фило­соф­ском факуль­те­те, после окон­ча­ния кото­ро­го учил­ся в Болон­ском уни­вер­си­те­те, где в 1476 г. полу­чил сте­пень док­то­ра меди­ци­ны и фило­со­фии. В 1488 г. он воз­вра­тил­ся в Кра­ков и до сво­ей смер­ти в 1494 г. был про­фес­со­ром. В 1483 г. Дро­го­быч опуб­ли­ко­вал в Риме на латин­ском язы­ке кни­гу «Judicium prognosticon» (аст­ро­но­мия с укло­ном в аст­ро­ло­гию), содер­жа­щую упо­ми­на­ние о зараз­ных болез­нях. Дру­гой врач — Фран­циск Геор­гий Ско­ри­на, чело­век выда­ю­щих­ся спо­соб­но­стей, не нашел у себя на родине

над­ле­жа­щих усло­вий для их при­ме­не­ния и раз­ви­тия. Ско­ри­на родил­ся в Полоц­ке меж­ду 1485—1490 г. В 1503 или 1504 г. посту­пил в Кра­ков­ский уни­вер­си­тет. В 1512 г. полу­чил сте­пень док­то­ра меди­ци­ны в Паду­ан­ском уни­вер­си­те­те. Широ­ко извест­на куль­тур­но-про­све­ти­тель­ная дея­тель­ность Ско­ри­ны как пере­вод­чи­ка и изда­те­ля: в 1515 г. он пере­вел псал­тырь, в 1517—1519 гг.— биб­лию. Наря­ду с этим них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.




Со вто­рой поло­ви­ны XIV века про­ис­хо­дил про­цесс наци­о­наль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го объ­еди­не­ния Руси вокруг Моск­вы. В кон­це XV века при Иване III созда­лось фео­даль­ное Мос­ков­ское госу­дар­ство. Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие при­ня­ло более быст­рые тем­пы: ожи­вил­ся внут­рен­ний рынок, уста­но­ви­лись и рас­ши­ри­лись тор­го­вые свя­зи с Восто­ком и Запа­дом (в 1553 г. в устье Север­ной Дви­ны вошло англий­ское суд­но). К кон­цу XVI века сло­жи­лось купе­че­ское сосло­вие: гости­ная сот­ня, сукон­ная сот­ня. В горо­дах обра­зо­ва­лись тор­го­вые и ремес­лен­ные поса­ды. «Изум­лен­ная Евро­па в нача­ле цар­ство­ва­ния Ива­на III едва заме­чав­шая суще­ство­ва­ние Мос­ко­вии, стис­ну­той меж­ду тата­ра­ми и литов­ца­ми, была пора­же­на вне­зап­ным появ­ле­ни­ем на ее восточ­ных гра­ни­цах огром­но­го госу­дар­ства» ‘. Цен­тра­ли­за­ция госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и пре­вра­ще­ние Мос­ков­ской Руси из наци­о­наль­но­го в мно­го­на­ци­о­наль­ное госу­дар­ство в XVI веке пове­ли к зна­чи­тель­но­му раз­ви­тию культуры.

С обра­зо­ва­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства, в осо­бен­но­сти с нача­ла XVI века, отме­чал­ся быст­рый про­гресс в раз­ви­тии вра­чеб­но­го дела. В свя­зи с ростом и укреп­ле­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства в XVI и XVII сто­ле­ти­ях воз­ник­ли пре­об­ра­зо­ва­ния и ново­вве­де­ния в обла­сти медицины.

В XVI веке в Мос­ков­ской Руси отме­ча­лось раз­де­ле­ние меди­цин­ских про­фес­сий. Их насчи­ты­ва­лось более десят­ка: лека­ри, дох­ту­ры, зелей­ни­ки, трав­ни­ки, рудо­ме­ты (кро­во­пус­ки), зубо­во­ло­ки, очные масте­ра, косто­пра­вы, кам­не­сеч­цы, пови­валь­ные баб­ки. Народ­ные вра­чи и апте­ка­ри-тра­вознат­цы прак­ти­че­ской шко­лы обслу­жи­ва­ли меди­цин­ской помо­щью рус­ский народ Прак­ти­ка, пере­да­ва­е­мая века­ми, трав­ни­ки, лечеб­ни­ки были их нау­кой. Зелей­ни­ки лечи­ли болез­ни тра­ва­ми, коре­нья­ми и дру­ги­ми сна­до­бья­ми. Лека­ри име­ли лав­ки в тор­го­вых рядах, где про­да­ва­ли соби­ра­е­мые тра­вы, семе­на, цве­ты, коре­нья и при­воз­ные лекар­ствен­ные сред­ства. Соб­ствен­ни­ки подоб­ных лавок изу­ча­ли каче­ство и целеб­ную силу мате­ри­а­лов, кото­ры­ми они тор­го­ва­ли. Вла­дель­цы лавок — вра­чи-ремес­лен­ни­ки и тра­вознат­цы в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве были русские.

Лека­рей было немно­го и жили воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену

рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные

на вкус напитки.Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над

ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой

обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в про­ка­жен­ных и соста­рив­ших­ся опи-сати по всем гра­дам, опричь здра­вых строев.

С XIV века мона­сты­ри, ста­но­вясь кре­по­стя­ми, захва­ты­ва­ли и осва­и­ва­ли зна­чи­тель­ные пло­ща­ди пустых земель. В слу­чае вра­же­ско­го наше­ствия окрест­ное насе­ле­ние укры­ва­лось от вра­га за креп­ки­ми сте­на­ми мона­сты­рей. К нача­лу XVI века мно­гие мона­сты­ри ста­ли круп­ны­ми вот­чин­ни­ка­ми, обла­да­те­ля­ми боль­ших богатств. В усло­ви­ях круп­но­го мона­стыр­ско­го хозяй­ства воз­ни­ка­ла потреб­ность не толь­ко в слу­чай­ной меди­цин­ской помо­щи, но и в орга­ни­за­ции больниц.

Круп­ные мона­сты­ри содер­жа­ли боль­ни­цы. Режим рус­ских мона­стыр­ских боль­ниц в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­лял­ся устав­ны­ми поло­же­ни­я­ми, в том чис­ле пра­ви­ла­ми по ухо­ду за боль­ны­ми заим­ство­ван­но­го из Визан­тии уста­ва Федо­ра Сту­дий­ско­го, пер­вые спис­ки кото­ро­го отно­сят­ся к XII веку. В гре­че­ских мона­сты­рях к XIV веку были круп­ные рус­ские коло­нии. Отсю­да при­шли в рус­ские мона­сты­ри мно­гие вид­ные рус­ские мона­хи, кни­го­чеи, соста­ви­те­ли уста­вов, игу­ме­ны. Через этих лиц и пере­да­ва­лись на Русь спис­ки раз­лич­ных уста­вов, поло­же­ний и дру­гой лите­ра­ту­ры. Боль­нич­ные пра­ви­ла в. рус­ских мона­сты­рях под­вер­га­лись изме­не­ни­ям с уче­том мест­ных особенностей.

Древ­няя Русь часто пере­но­си­ла боль­шие эпи­де­мии, осо­бен­но в XIV веке. Лето­пи­си сооб­ща­ют: «Бысть мор силен зело в Смо­лен­ске, Кие­ве и Суз­да­ли, и по всей зем­ле Рустей смерть люта и напрас­на и ско­ра. В Глу­хо­ве же тогда ни один чело­век не остал­ся, все измор­ша, сице же и на Беле-озе­ре…» . «Бысть мор во Пско­ве силен зело и по всей зем­ле Псков­ской, и по селам смер­ти мно­зи. Поне­же свя­ще­и­ни­цы не успе­ва­ху погре­ба­ти…» . «…В Москве бысть мор велик и стра­шен, не успе­ва­ху бо живии мерт­вых спря­ты­ва­ти; вез­де бо бе мерт­вии, а дво­ры мно­зи пусти быша…» и т. п. О том же сви­де­тель­ству­ет сохра­нив­ша­я­ся пере­пис­ка, доне­се­ния началь­ни­ков дру­жин и пр.

Лето­пи­си дают мате­ри­ал о про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских меро­при­я­ти­ях, при­ме­няв­ших­ся в Мос­ков­ской Руси: отде­ле­ние боль­ных от здо­ро­вых, оцеп­ле­ние оча­гов зара­зы, выжи­га­ние зара­жен­ных домов и они в горо­дах. Име­ет­ся мно­го сви­де­тельств о дея­тель­но­сти вра­чей-ремес­лен­ни­ков в Москве, Нов­го­ро­де, Ннж-нем-Нов­го­ро­де и др. Опла­та за вра­че­ва­ние про­из­во­ди­лась в зави­си­мо­сти от уча­стия лека­ря, осве­дом­лен­но­сти его и затра­ты лекар­ства. Услу­га­ми зра­чей поль­зо­ва­лись в первую оче­редь состо­я­тель­ные слои город­ско­го насе­ле­ния. Кре­стьян­ская бед­но­та, отя­го­щен­ная фео­даль­ны­ми повин­но­стя­ми, не мог­ла опла­чи­вать доро­гие услу­ги вра­ча и при­бе­га­ла к источ­ни­кам более при­ми­тив­ной меди­цин­ской помощи.

Учре­жде­ния аптеч­но­го типа в XVI веке были в раз­ных горо­дах Мос­ков­ско­го госу­дар­ства. Дошед­шие до наше­го вре­ме­ни так назы­ва­е­мые пис­цо­вые кни­ги, пред­став­ля­ю­щие собой пере­пись домо­вла­де­ний в горо­дах в целях уста­нов­ле­ния обро­ка, дают точ­ные све­де­ния (име­на, адре­са и харак­тер дея­тель­но­сти) о рус­ских лека­рях XVI и XVII веков. По этим дан­ным, в Нов­го­ро­де в 1583 г. было шесть лека­рей, один док­тор и одна лека­ри­ца, в Пско­ве в 1585—1588 гг. — три зелей­ни­ка. Име­ют­ся све­де­ния о зелей­ных рядах и лав­ках в Москве, Сер­пу­хо­ве, Коломне и дру­гих городах.Лето­пи­си ран­не­го пери­о­да дают пред­став­ле­ние о том, как лечи­ли ране­ных и боль­ных. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства и мини­а­тю­ры в руко­пис­ных памят­ни­ках пока­зы­ва­ют, как в XI—XIV вв. на Руси пере­но­си­ли боль­ных и ране­ных на носил­ках, пере­во­зи­ли на вьюч­ных носил­ках и в повоз­ках. Уход за постра­дав­шим и боль­ным был широ­ко рас­про­стра­нен на Руси. Попе­чи­тель­ства суще­ство­ва­ли при церк­вах и по квар­та­лам горо­дов. Мон­голь­ское наше­ствие затор­мо­зи­ло меди­цин­ское попе­че­ние со сто­ро­ны наро­да и госу­дар­ства. Со вто­рой поло­ви­ны XIV века

меди­цин­ское попе­че­ние ста­ло при­об­ре­тать преж­нее покро­ви­тель­ство со сто­ро­ны госу­дар­ства и наро­да. Это было след­стви­ем круп­ных хозяй­ствен­но-поли­ти­че­ских успе­хов в стране: уси­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства, под­чи­не­ние ему дру­гих фео­даль­ных уде­лов, рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рии, уве­ли­че­ние тор­гов­ли и ремес­ла. Кули­ков­ская бит­ва 1380 г. Меди­цин­ское попе­чи­тель­ство заклю­ча­лось в орга­ни­за­ции при­ютов и бога­де­лен для увеч­ных, калек и дру­гих хро­ни­че­ски больных.

Бога­дель­ни в Мос­ков­ской Руси содер­жа­лись глав­ным обра­зом самим насе­ле­ни­ем, роль церк­ви была мень­ше, чем в Запад­ной Евро­пе. Каж­дые 53 дво­ра в селе и горо­де содер­жа­ли на сво­ем ижди­ве­нии бога­дель­ню для оби­та­ния недуж­ных и ста­рых: извест­ны бога­дель­ни в Нов­го­ро­де, Коломне.Для ока­за­ния помо­щи в поряд­ке бла­го­тво­ри­тель­но­сти бога­дель­ню юсе­ща­ли лекарь и кро­во­пуск. Сохра­нив­шим тру­до­спо­соб­ность предо­ста­ви­лась воз­мож­ность рабо­тать, для чего бога­дель­ням выде­ля­лась зем­ля для обработки.Бога­дель­ни ока­зы­ва­ли насе­ле­нию меди­цин­скую помощь и

были свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду насе­ле­ни­ем и мона­стыр­ски­ми боль­ни­ца­ми. Город­ские бога­дель­ни име­ли свое­об­раз­ные при­ем­ные покои «лав­ки». Сюда посту­па­ли боль­ные для ока­за­ния помо­щи и сюда

же достав­ля­ли умер­ше­го для пре­да­ния погребению.Сто­гла­вый собор 1551

г., созван­ный Ива­ном IV для г. в Крем­ле, про­тив Чудо­ва мона­сты­ря, и

2) новая,— с 1673 г., в Новом гости­ном дво­ре «а Ильин­ке, про­тив Посоль­ско­го двора.

Новая апте­ка снаб­жа­ла вой­ска; из нее же лекар­ства про­да­ва­лись «вся­ко­го чина людям» ио цене, име­ю­щей­ся в «указ­ной кни­ге». К новой апте­ке было при­пи­са­но несколь­ко аптеч­ных ого­ро­дов, где раз­во­ди­лись и куль­ти­ви­ро­ва­лись лекар­ствен­ные растения.

В XVII веке Рос­сия вела частые и про­дол­жи­тель­ные вой­ны с Поль­шей, Шве­ци­ей и Тур­ци­ей, что дела­ло необ­хо­ди­мым орга­ни­за­цию лече­ния ране­ных вои­нов и про­ве­де­ние сани­тар­ных меро­при­я­тий в вой­сках и сре­ди насе­ле­ния. Эти потреб­но­сти не мог­ли в доста­точ­ной мере удо­вле­тво­рять­ся лека­ря­ми-ремес­лен­ни­ка­ми. Перед пра­ви­тель­ством встал вопрос о более широ­кой под­го­тов­ке вра­чей. Для того что­бы иметь сво­их, рус­ских, вра­чей пра­ви­тель­ство пыта­лось про­во­дить обу­че­ние рус­ских вра­чеб­ной нау­ке у ино­стран­ных док­то­ров, жив­ших в Рос­сии. Ино­стран­ные вра­чи при поступ­ле­нии на служ­бу дава­ли под­пис­ку, что они «за то его госу­да­ре­во жало­ва­нье уче­ни­ков, кото­рые для уче­ния даны, будут учить с вели­ким при­ле­жа­ни­ем …со вся­ким тща­ни­ем и ниче­го не тая».

В XVII веке Мос­ков­ское госу­дар­ство посы­ла­ло неболь­шое чис­ло моло­дых людей (рус­ских и детей ино­стран­цев, про­жи­вав­ших в Рос­сии) за гра­ни­цу для обу­че­ния меди­цин­ским нау­кам, но это меро­при­я­тие вви­ду доро­го­виз­ны и мало­чис­лен­но­сти направ­ляв­ших­ся не при­нес­ло суще­ствен­но­го попол­не­ния чис­ла вра­чей в Мос­ков­ской Руси. Поэто­му было реше­но обу­чать вра­чеб­но­му делу более пла­но­мер­но. В 1653 г. при Стре­лец­ком при­ка­зе была откры­та косто­прав­ная шко­ла, а в сле­ду­ю­щем, 1654 г. при Апте­кар­ском при­ка­зе была орга­ни­зо­ва­на спе­ци­аль­ная лекар­ская шко­ла. В цар­ском ука­зе писа­лось: «В Апте­кар­ский при­каз брать в уче­нье лекар­ско­го дела стрель­цов и стре­лец­ких детей и иных вся­ких чинов, не из слу­жи­лых людей». В авгу­сте 1654 г. было набра­но в Апте­кар­ский при­каз 30 уче­ни­ков для изу­че­ния «лекар­ско­го, апте­кар­ско­го, косто­прав­но­го, алхи­мист­ско­го и ино­го како­го дела». Пре­по­да­ва­ли вра­чи-ино­стран­цы и опыт­ные рус­ские лека­ри. Уче­ние начи­на­лось с меди­цин­ской ботаники,фармакологии и прак­ти­че­ской фар­ма­ции, изу­ча­лись ана­то­мия (по ске­ле­ту и рисун­кам) и физио­ло­ги­че­ские поня­тия. Через 2 года при­бав­ля­лись па-толо­го­те­ра­пев­ти­че­ские поня­тия — «зна­ме­ния немо­чей» (симп­то­ма­то­ло­гия, семи­о­ти­ка) и амбу­ла­тор­ные при­е­мы. С чет­вер­то­го года уче­ни­ков рас­пре­де­ля­ли меж­ду лека­ря­ми для изу­че­ния хирур­гии и тех­ни­ки нало­же­ния повя­зок. С лека­ря­ми уче­ни­ки езди­ли на вой­ну под Смо­ленск и Вязь­му, где тогда с царем был весь Апте­кар­ский при­каз. Уче­ни­ки шко­лы «пул­ки выма­ли и раны лечи­ли и кости лома­ны пра­ви­ли и тому они лекар­ско­му делу науче­ны». Окон­чив­ших шко­лу направ­ля­ли в пол­ки в зва­нии под­ле­ка­рей. В пол­ках они долж­ны были заре­ко­мен­до­вать себя на прак­ти­ке, после чего Апте­кар­ский при­каз утвер­ждал их в зва­нии «рус­ских лека­рей». Так, во вто­рой поло­вине XVII века гото­ви­лись пер­вые кад­ры рус­ских воен­ных и граж­дан­ских вра­чей со школь­ным образованием.

В отли­чие от схо­ла­сти­че­ско­го чисто книж­но­го обу­че­ния меди­цине на меди­цин­ских факуль­те­тах сред­не­ве­ко­вых уни­вер­си­те­тов Запад­ной Евро­пы обу­че­ние буду­щих вра­чей в Мос­ков­ском госу­дар­стве в XVII веке носи­ло прак­ти­че­ский харак­тер. Мос­ков­ское госу­дар­ство не зна­ло цехо­во­го деле­ния меди­цин­ских работников.

В 1681 г. штат Апте­кар­ско­го при­ка­за пре­вы­шал 100 чело­век: сре­ди них было 23 ино­стран­ца: 6 док­то­ров, 4 апте­ка­ря, 3 алхи­ми­ста, 10 лека­рей. Основ­ную мас­су работ­ни­ков Апте­кар­ско­го при­ка­за состав­ля­ли рус­ские: подъ­ячих — 9, рус­ских лека­рей — 21, уче­ни­ков лекар­ско­го, косто­прав­но­го и чепу­чин­но­го дела — 38.

В Москве в квар­та­лов, погре­бе­ние умер­ших вда­ли от жилья, заста­вы, кост­ры на доро­гах. Это пока­зы­ва­ет, что уже в то вре­мя у наро­да име­лось пред­став­ле­ние о пере­да­че зараз­ных болез­ней и о воз­мож­но­сти уни­что­же­ния, обез­вре­жи­ва­ния заразы.Под вли­я­ни­ем войн, эко­но­ми­че­ских и обще­по­ли­ти­че­ских усло­вий созре­ло созна­ние необ­хо­ди­мо­сти госу­дар­ствен­ной орга­ни­за­ции меди­цин­ско­го Дела, что и было про­ве­де­но в кон­це XVI сто­ле­тия в прав­ле­ние Ива­на IV ив

осо­бен­но­сти в сере­дине XVII века в прав­ле­ние Алек­сея Михай­ло­ви­ча. Нача­ло госу­дар­ствен­ной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния в Мос­ков­ском госу­дар­стве было поло­же­но учре­жде­ни­ем при Иване IV в кон­це XVI века

Апте­кар­ской пала­ты, пере­име­но­ван­ной в XVII веке в Апте­кар­ский при­каз. В то вре­мя как в стра­нах Запад­ной Евро­пы меди­цин­ское дело нахо­ди­лось цели­ком в веде­нии мона­сты­рей и дру­гих рели­ги­оз­ных уста­нов­ле­ний, в Мос­ков­ском госу­дар­стве XVII века управ­ле­ние все­ми меди­цин­ски­ми дела­ми было пору­че­но свет­ско­му орга­ну — Апте­кар­ско­му при­ка­зу. Апте­кар­ский при­каз, наря­ду с дру­ги­ми при­ка­за­ми (Посоль­ский, Боль­шая Каз­на, Ино­зем­ский, Сибир­ский, Стре­лец­кий и т. д.) пред­став­лял собой часть госу­дар­ствен­но­го аппа­ра­та Мос­ков­ской Руси и

суще­ство­вал в тече­ние все­го XVII века.Функ­ции Апте­кар­ско­го при­ка­за посте­пен­но услож­ня­лись и рас­ши­ря­лись. Апте­кар­ский при­каз был обя­зан наблю­дать за апте­ка­ми, за вра­ча­ми, за при­зре­ни­ем боль­ных и «при­ла­гать ста­ра­ние о все­об­щем здра­вии сограж­дан, о вос­пре­пят­ствии рас­про­стра­не­нию при­лип­чи­вых болезней».Апте­кар­ский при­каз ведал цар­ской апте­кой, сбо­ром и раз­ве­де­ни­ем лекар­ствен­ных рас­те­ний, покуп­кой их в дру­гих стра­нах, наблю­дал за при­двор­ны­ми вра­ча­ми, обслу­жи­ва­ю­щи­ми цар­скую семью и при­бли­жен­ных к царю бояр, кон­тро­ли­ро­вал вра­че­ва­ние, при­гла­ше­ние ино­стран­ных вра­чей, про­ве­рял зна­ния этих вра­чей при поступ­ле­нии на рус­скую служ­бу, назна­чал вра­чей в пол­ки, обес­пе­чи­вал пол­ко­вые апте­ки (Меди­ка­мен­та­ми и про­во­дил судеб­но­ме­ди­цин­скую экс­пер­ти­зу («отче­го смерть при­клю­чи­лась») и вооб­ще вра­чеб­ную экспертизу.

Апте­кар­ский при­каз осу­ществ­лял соби­ра­ние дико­рас­ту­щих лекар­ствен­ных рас­те­ний в раз­лич­ных частях стра­ны. В его веде­нии нахо­ди­лись сбор­щи­ки лекар­ствен­ных растений—помясы. Спис­ки рас­те­ний, под­ле­жа­щих сбо­ру, состав­ля­лись Апте­кар­ским при­ка­зом. Руко­во­ди­ли помя­са­ми при сбо­ре лека­ри и лекар­ские уче­ни­ки. Лекар­ствен­ные рас­те­ния раз­во­ди­лись «знат­ца­ми» для про­да­жи Апте­кар­ско­му при­ка­зу, луч­шие «знат­цы» вклю­ча­лись в спис­ки слу­жа­щих Апте­кар­ско­го приказа.В Москве было две аптеки:1) ста­рая, осно­ван­ная в 1581 дей­ствии» напи­са­на выход­цем из Руси вра­чом Сте­фа­ном Фали­мир­жом, слу­жив­шим у поль­ских фео­да­лов. Кни­га была состав­ле­на по несколь­ким рус­ским руко­пис­ным трав­ни­кам и лечеб­ни­кам XVI века; в ней автор отра­зил опыт лека­рей Мос­ков­ской Руси и во мно­гих местах писал: «у нас на Руси».

Поль­ский уче­ный врач и исто­рик Мат­вей из Мехо­ва в сво­ем «Трак­та­те о двух Сар­ма­ти­ях» в нача­ле XVI века писал: «Изоби­лу­ет Русь мно­ги­ми тра­ва­ми и коре­нья­ми, в дру­гих местах не видан­ны­ми». Ита­льян­ский исто­рик Иов­нй Павел Ново­ко­ме­кий в сво­ей «Кни­ге о посоль­стве Васи­лия, вели­ко­го госу­да­ря Мос­ков­ско­го к папе Кли­мен­ту VII» в 1525 г. отме­чал широ­кое исполь­зо­ва­ние лекар­ствен­ных рас­те­ний в рус­ском народ­ном быту.

К XV веку в руках лека­рей и народ­ных бота­ни­ков — тра­вознат­цев — нако­пи­лось извест­ное коли­че­ство внут­рен­них и наруж­ных лекарств, что под­го­то­ви­ло появ­ле­ние руко­пис­ных руко­водств по лекар­ство­ве­де­нию и тера­пии, т. е. трав­ни­ков и лечеб­ни­ков. Рас­про­стра­нен­ные в Запад­ной Евро­пе в каче­стве посо­бий по меди­цине, они в раз­ное вре­мя после сво­е­го изда­ния про­ни­ка­ли в Рос­сию. Рус­ское лекар­ство­ве­де­ние, чуж­дое запад­но­ев­ро­пей­ской схо­ла­сти­ке, опи­ра­лось в основ­ном на прак­ти­ку. Рус­ская меди­ци­на XVII века про­яв­ля­ла боль­шой инте­рес к лекар­ствен­ным рас­те­ни­ям сво­ей стра­ны. Ини­ци­а­ти­ва Апте­кар­ско­го при­ка­за при­ве­ла к рас­ши­ре­нию кру­га извест­ных лекар­ствен­ных рас­те­ний. Рус­ское аптеч­ное дело в XVII веке не зави­се­ло от ино­зем­но­го рын­ка. В XVI—XVII веках лекар­ствен­ные рас­те­ния про­да­ва­лись в Москве в семен­ном, зелей­ном и овощ­ном рядах в Китай-горо­де и Белом горо­де. В неко­то­рых зелей­ных лав­ках про­да­ва­лись так­же гото­вые лекар­ства. Апте­кар­ский при­каз тща­тель­но сле­дил, что­бы от про­дан­ных лекарств в зелей­ных лав­ках «в апте­ке госу­да­ре­вой казне пору­хи не учи­нить». С зелей­ных лавок госу­дар­ство соби­ра­ло оброк, как с заве­де­ний тор­го­во­го характера.

Лекар­ствен­ные сред­ства рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния состав­ля­ли основ­ную часть лечеб­но­го арсе­на­ла. Лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми, про­из­рас­тав­ши­ми в Рос­сии, инте­ре­со­ва­лись ино­стран­цы. В 1618 г. англий­ский бота­ник Тра­де­скант был направ­лен в Рос­сию под видом част­но­го лица. , Тра­де­скант нашел в Рос­сии чеме­ри­цу, чере­му­ху и дру­гие лекар­ствен­ные 1 рас­те­ния, узнал о при­ме­не­нии морош­ки как сред­ства про­тив цин­ги, об I упо­треб­ле­нии бере­зо­во­го сока, брус­ни­ки, чер­ни­ки и ряда дру­гих лекар­ствен­ных рас­те­ний. Из Рос­сии Тра­де­скант вывез мно­го семян трав, кустар­ни­ков и черен­ки дере­вьев и исполь­зо­вал их при осно­ва­нии в Лон­доне зна­ме­ни­то­го бота­ни­че­ско­го сада.

Рус­ская меди­ци­на в Мос­ков­ском госу­дар­стве в сво­ем лекар­ство­ве­де­нии не избег­ла и мисти­циз­ма. Мисти­че­ская сила вкла­ды­ва­лась в дра­го­цен­ные кам­ни, кото­рым при­пи­сы­ва­лись спо­соб­ность лечить болезни.

В XVII веке в Москве воз­ник­ли граж­дан­ские боль­ни­цы. В сере­дине XVII века боярин Федор Михай­ло­вич Рти­щев частич­но на соб­ствен­ные сред­ства, частич­но на пожерт­во­ва­ния создал в Москве первую граж­дан­скую боль­ни­цу на 15 1658 г. Епи­фа­ний Сла­ви­нец­кий пере­вел для царя с латин­ско­го на рус­ский «Вра­чев­скую ана­то­мию» Веза­лия. Неза­кон­чен­ный пере­вод, по-види­мо­му, сго­рел во вре­мя одно­го из частых мос­ков­ских пожа­ров. Но сам по себе факт этой труд­ной рабо­ты — один из мно­го­чис­лен­ных при­ме­ров про­грес­сив­ных тра­ди­ций рус­ской куль­ту­ры, откли­кав­шей­ся на пере­до­вые тече­ния миро­вой науч­ной мысли.Апте­кар­ский при­каз имел хоро­шо состав­лен­ную для того вре­ме­ни меди­цин­скую биб­лио­те­ку. В 1678 г. при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на долж­ность пере­вод­чи­ка, в обя­зан­но­сти кото­ро­го вхо­ди­ло пере­во­дить такие кни­ги, «по кото­рым …рус­ские могут быть

совер­шен­ны­ми лека­ря­ми и апте­ка­ря­ми». Меди­цин­ские воз­зре­ния тяго­те­ли к выра­жен­но­му раци­о­на­лиз­му. Это осо­бен­но чув­ству­ет­ся в меди­цин­ских руко­пи­сях XVII века.Меди­цин­ская наблю­да­тель­ность к тому вре­ме­ни зна­чи­тель­но обо­га­ти­ла симп­то­ма­то­ло­гию болез­ней и часто дава­ла ей реа­ли­сти­че­скую трак­тов­ку. Ито­гом симп­то­ма­то­ло­гии и свя­зан­ной с нею диа­гно­сти­ки к XVII веку яви­лись рус­ские руко­пис­ные лечебники.В XVI и осо­бен­но в XVII веке в Мос­ков­ской Руси полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние руко­пис­ные кни­ги меди­цин­ско­го содер­жа­ния: трав­ни­ки, лечеб­ни­ки, «вер­то­гра­ды», «апте­ки». До наше­го вре­ме­ни сохра­ни­лось более 200 таких руко­пис­ных меди­цин­ских книг. Неко­то­рые кни­ги яви­лись пере­во­да­ми древ­них антич­ных меди­цин­ских сочи­не­ний (Гип­по­кра­та, Ари­сто­те­ля, Гале­на). Так, в нача­ле XV века игу­мен Бело­зер­ско­го мона­сты­ря Кирилл пере­вел с латин­ско­го язы­ка на рус­ский ком­мен­та­рии Гале­на на сочи­не­ния Гип­по­кра­та под назва­ни­ем «Гали­но­во на Ипо­кра­та». Этот пере­вод суще­ство­вал в спис­ках во мно­гих мона­сты­рях. В 1612—1613 гг. по этой кни­ге в Тро­иц­ко-Сер­ги­ев­ской лав­ре лечи­ли ране­ных и боль­ных во вре­мя оса­ды лав­ры поль­ски­ми интер­вен­та­ми. Назна­че­ни­ем «Трав­ни­ков» было рас­про­стра­не­ние меди­цин­ских зна­ний сре­ди гра­мот­ных людей: духо­вен­ства, пра­вя­щих кру­гов и сре­ди меди­ков. Они исполь­зо­ва­лись не толь­ко для лече­ния, но и в каче­стве учебников.Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли (Л. Ф. Зме­ев) счи­та­ли, что рус­ские меди­цин­ские руко­пи­си явля­ют­ся под­ра­жа­ни­ем Восто­ку и Запа­ду. Более вни­ма­те­льи­ое изу­че­ние бога­то­го руко­пис­но­го меди­цин­ско­го наслед­ства, сли­че­ние рус­ских руко­пи­сей с ори­ги­на­ла­ми, послу­жив­ши­ми для пере­во­да, пока­за­ли, что рус­ские меди­цин­ские руко­пи­си во мно­гих слу­ча­ях явля­ют­ся про­дук­том само­быт­но­го твор­че­ства. При пере­во­де ино­стран­ных лечеб­ни­ков в них вно­си­лись зна­чи­тель­ные изме­не­ния с уче­том опы­та рус­ской меди­цин­ской прак­ти­ки. Рус­ские пере­вод­чи­ки суще­ствен­но изме­ня­ли текст ори­ги­на­ла: пере­став­ля­ли части тек­ста, сопро­вож­да­ли пере­вод сво­и­ми ком­мен­та­ри­я­ми, при­во­ди­ли мест­ные назва­ния лекар­ствен­ных рас­те­ний, ука­зы­ва­ли их рас­про­стра­не­ние в нашей стране, добав­ля­ли целые гла­вы, посвя­щен­ные рас­те­ни­ям, встре­ча­ю­щим­ся на Руси. Дол­гое вре­мя счи­тал­ся пере­вод­ным с поль­ско­го печат­но­го изда­ния 1534 г. лечеб­ник Сте­фа­на Фали­мир­жа. Иссле­до­ва­ния оте­че­ствен­ных и поль­ских уче­ных пока­за­ли, что послу­жив­шая мате­ри­а­лом для пере­во­да и изда­ния в Кра­ко­ве в 1534 г. на поль­ском язы­ке кни­га «О тра­вах и их Ско­ри­на зани­мал­ся меди­цин­ской прак­ти­кой. Хотя нам неиз­вест­ны рабо­ты Ско­ри­ны меди­цин­ско­го содер­жа­ния, но воз­мож­ность их суще­ство­ва­ния вполне веро­ят­на. Врач Петр Васи­лье­вич Посников

Поони­ков был исполь­зо­ван в основ­ном для дипло­ма­ти­че­ских пору­че­ний: участ­во­вал в «вели­ком посоль­стве», в Гол­лан­дии поку­пал меди­ка­мен­ты, в Лон­доне осмат­ри­вал тамош­ние ака­де­мии, в тече­ние 10 лет пред­став­лял рус­ское пра­ви­тель­ство в Пари­же, при­гла­шал вра­чей на служ­бу в Рос­сию. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ита­лии Поони­ков зани­мал­ся физио­ло­ги­че­ски­ми опы­та­ми («Живых собак мерт­вить, а мерт­вых живить — сие дело не гораз­до нам нуж­но»,— писал Посни­ко­ву дьяк Возницын).

Вра­чи-ино­стран­цы появи­лись в Мос­ков­ском госу­дар­стве, начи­ная с XV века. Одним из пер­вых при­бил врач-ино­стра­нец в сви­те Софии Палео­лог в 1473 г. Неко­то­рые исто­ри­ки меди­ци­ны (напри­мер, Рих­тер) пере­оце­ни­ва­ли роль вра­чей-ино­стран­цев, утвер­ждая, что они игра­ли в меди­цине Мос­ков­ско­го госу­дар­ства чуть ли не глав­ную роль. Одна­ко мы уже виде­ли, что глав­ную роль игра­ли рус­ские лека­ри, полу­чив­шие свои зна­ния в поряд­ке ремес­лен­но­го уче­ни­че­ства. В сере­дине XVII века при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на лекар­ская шко­ла, выпус­кав­шая вра­чей. При­гла­ше­ние ино­стран­цев вовсе не озна­ча­ло отсут­ствия сво­их мастеров.

В 40‑х годах XVI века при Иване IV Мос­ков­ское пра­ви­тель­ство при­гла­си­ло на служ­бу ряд ино­стран­ных вра­чей. Осо­бен­но мно­го их было при­гла­ше­но в XVII веке. Вра­чи-ино­стран­цы в Мос­ков­ской Руси были постав­ле­ны в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние, полу­ча­ли зна­чи­тель­но более зыс­о­кое содер­жа­ние по срав­не­нию с оте­че­ствен­ны­ми лека­ря­ми. Мно­гие вра­чи-ино­стран­цы при­ез­жа­ли за высо­ким зара­бот­ком и обыч­но не дол­го жили в Москве, не инте­ре­со­ва­лись нуж­да­ми наро­да, не стре­ми­лись пере­дать свои зна­ния. В ито­ге они ниче­го не сде­ла­ли для меди­цин­ско­го про­све­ще­ния Рос­сии, для устрой­ства и улуч­ше­ния меди­цин­ской помо­щи, а во мно­гих слу­ча­ях высту­па­ли с иде­я­ми, даже враж­деб­ны­ми рус­ско­му народу.

В XVI и XVII веках в Мос­ков­ском госу­дар­стве была под­го­тов­ле­на поч­ва для корен­ных сдви­гов и пре­об­ра­зо­ва­ний, про­ис­шед­ших в оте­че­ствен­ной меди­цине в XVIII веке.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.


Информация получена с сайтов:
, ,