Русская народная медицина

​​

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

​Москве первую граж­дан­скую боль­ни­цу на 15 ​В Москве в ​

​Лето­пи­си дают мате­ри­ал о про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских меро­при­я­ти­ях, при­ме­няв­ших­ся в Мос­ков­ской Руси: отде­ле­ние боль­ных от здо­ро­вых, оцеп­ле­ние оча­гов зара­зы, выжи­га­ние зара­жен­ных домов и ​Лека­рей было немно­го и жили ​, ​боярин Федор Михай­ло­вич Рти­щев частич­но на соб­ствен­ные сред­ства, частич­но на пожерт­во­ва­ния создал в ​23 ино­стран­ца: 6 док­то­ров, 4 апте­ка­ря, 3 алхи­ми­ста, 10 лека­рей. Основ­ную мас­су работ­ни­ков Апте­кар­ско­го при­ка­за состав­ля­ли рус­ские: подъ­ячих — 9, рус­ских лека­рей — 21, уче­ни­ков лекар­ско­го, косто­прав­но­го и чепу­чин­но­го дела — 38.​сви­де­тель­ству­ет сохра­нив­ша­я­ся пере­пис­ка, доне­се­ния началь­ни­ков дру­жин и пр.​нау­кой. Зелей­ни­ки лечи­ли болез­ни тра­ва­ми, коре­нья­ми и дру­ги­ми сна­до­бья­ми. Лека­ри име­ли лав­ки в тор­го­вых рядах, где про­да­ва­ли соби­ра­е­мые тра­вы, семе­на, цве­ты, коре­нья и при­воз­ные лекар­ствен­ные сред­ства. Соб­ствен­ни­ки подоб­ных лавок изу­ча­ли каче­ство и целеб­ную силу мате­ри­а­лов, кото­ры­ми они тор­го­ва­ли. Вла­дель­цы лавок — вра­чи-ремес­лен­ни­ки и тра­вознат­цы в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве были русские.​, ​в Москве воз­ник­ли граж­дан­ские боль­ни­цы. В сере­дине XVII века ​В 1681 г. штат Апте­кар­ско­го при­ка­за пре­вы­шал 100 чело­век: сре­ди них было ​мерт­вии, а дво­ры мно­зи пусти быша…» и т. п. О том же ​в Мос­ков­ской Руси отме­ча­лось раз­де­ле­ние меди­цин­ских про­фес­сий. Их насчи­ты­ва­лось более десят­ка: лека­ри, дох­ту­ры, зелей­ни­ки, трав­ни­ки, рудо­ме­ты (кро­во­пус­ки), зубо­во­ло­ки, очные масте­ра, косто­пра­вы, кам­не­сеч­цы, пови­валь­ные баб­ки. Народ­ные вра­чи и апте­ка­ри-тра­вознат­цы прак­ти­че­ской шко­лы обслу­жи­ва­ли меди­цин­ской помо­щью рус­ский народ Прак­ти­ка, пере­да­ва­е­мая века­ми, трав­ни­ки, лечеб­ни­ки были их ​сайтов: ​В XVII веке ​веке носи­ло прак­ти­че­ский харак­тер. Мос­ков­ское госу­дар­ство не зна­ло цехо­во­го деле­ния меди­цин­ских работников.​мерт­вых спря­ты­ва­ти; вез­де бо бе ​В XVI веке ​Информация получена с ​Рус­ская меди­ци­на в Мос­ков­ском госу­дар­стве в сво­ем лекар­ство­ве­де­нии не избег­ла и мисти­циз­ма. Мисти­че­ская сила вкла­ды­ва­лась в дра­го­цен­ные кам­ни, кото­рым при­пи­сы­ва­лись спо­соб­ность лечить болезни.​В отли­чие от схо­ла­сти­че­ско­го чисто книж­но­го обу­че­ния меди­цине на меди­цин­ских факуль­те­тах сред­не­ве­ко­вых уни­вер­си­те­тов Запад­ной Евро­пы обу­че­ние буду­щих вра­чей в Мос­ков­ском госу­дар­стве в XVII ​стра­шен, не успе­ва­ху бо живии ​и XVII сто­ле­ти­ях воз­ник­ли пре­об­ра­зо­ва­ния и ново­вве­де­ния в обла­сти медицины.​

​при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.​осно­ва­нии в Лон­доне зна­ме­ни­то­го бота­ни­че­ско­го сада.​гото­ви­лись пер­вые кад­ры рус­ских воен­ных и граж­дан­ских вра­чей со школь­ным образованием.​мор велик и ​и укреп­ле­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства в XVI ​пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их ​дру­гих лекар­ствен­ных рас­те­ний. Из Рос­сии Тра­де­скант вывез мно­го семян трав, кустар­ни­ков и черен­ки дере­вьев и исполь­зо­вал их при ​зва­нии «рус­ских лека­рей». Так, во вто­рой поло­вине XVII века ​смер­ти мно­зи. Поне­же свя­ще­и­ни­цы не успе­ва­ху погре­ба­ти…» . «…В Москве бысть ​С обра­зо­ва­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства, в осо­бен­но­сти с нача­ла XVI века, отме­чал­ся быст­рый про­гресс в раз­ви­тии вра­чеб­но­го дела. В свя­зи с ростом ​Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не ​Рос­сии чеме­ри­цу, чере­му­ху и дру­гие лекар­ствен­ные 1 рас­те­ния, узнал о при­ме­не­нии морош­ки как сред­ства про­тив цин­ги, об I упо­треб­ле­нии бере­зо­во­го сока, брус­ни­ки, чер­ни­ки и ряда ​прак­ти­ке, после чего Апте­кар­ский при­каз утвер­ждал их в ​

​зем­ле Псков­ской, и по селам ​веке пове­ли к зна­чи­тель­но­му раз­ви­тию культуры.​веке.​част­но­го лица. , Тра­де­скант нашел в ​они лекар­ско­му делу науче­ны». Окон­чив­ших шко­лу направ­ля­ли в пол­ки в зва­нии под­ле­ка­рей. В пол­ках они долж­ны были заре­ко­мен­до­вать себя на ​и по всей ​наци­о­наль­но­го в мно­го­на­ци­о­наль­ное госу­дар­ство в XVI ​Мос­ков­ском госу­дар­стве была под­го­тов­ле­на поч­ва для корен­ных сдви­гов и пре­об­ра­зо­ва­ний, про­ис­шед­ших в оте­че­ствен­ной меди­цине в XVIII ​Лекар­ствен­ные сред­ства рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния состав­ля­ли основ­ную часть лечеб­но­го арсе­на­ла. Лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми, про­из­рас­тав­ши­ми в Рос­сии, инте­ре­со­ва­лись ино­стран­цы. В 1618 г. англий­ский бота­ник Тра­де­скант был направ­лен в Рос­сию под видом ​лома­ны пра­ви­ли и тому ​Пско­ве силен зело ​восточ­ных гра­ни­цах огром­но­го госу­дар­ства» ‘. Цен­тра­ли­за­ция госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и пре­вра­ще­ние Мос­ков­ской Руси из ​XVII веках в ​зелей­ных лав­ках «в апте­ке госу­да­ре­вой казне пору­хи не учи­нить». С зелей­ных лавок госу­дар­ство соби­ра­ло оброк, как с заве­де­ний тор­го­во­го характера.​лечи­ли и кости ​

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

​на Беле-озе­ре…» . «Бысть мор во ​

​заме­чав­шая суще­ство­ва­ние Мос­ко­вии, стис­ну­той меж­ду тата­ра­ми и литов­ца­ми, была пора­же­на вне­зап­ным появ­ле­ни­ем на ее ​В XVI и ​горо­де. В неко­то­рых зелей­ных лав­ках про­да­ва­лись так­же гото­вые лекар­ства. Апте­кар­ский при­каз тща­тель­но сле­дил, что­бы от про­дан­ных лекарств в ​Апте­кар­ский при­каз. Уче­ни­ки шко­лы «пул­ки выма­ли и раны ​ни один чело­век не остал­ся, все измор­ша, сице же и ​сло­жи­лось купе­че­ское сосло­вие: гости­ная сот­ня, сукон­ная сот­ня. В горо­дах обра­зо­ва­лись тор­го­вые и ремес­лен­ные поса­ды. «Изум­лен­ная Евро­па в нача­ле цар­ство­ва­ния Ива­на III едва ​Москве, не инте­ре­со­ва­лись нуж­да­ми наро­да, не стре­ми­лись пере­дать свои зна­ния. В ито­ге они ниче­го не сде­ла­ли для меди­цин­ско­го про­све­ще­ния Рос­сии, для устрой­ства и улуч­ше­ния меди­цин­ской помо­щи, а во мно­гих слу­ча­ях высту­па­ли с иде­я­ми, даже враж­деб­ны­ми рус­ско­му народу.​Китай-горо­де и Белом ​царем был весь ​люта и напрас­на и ско­ра. В Глу­хо­ве же тогда ​созда­лось фео­даль­ное Мос­ков­ское госу­дар­ство. Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие при­ня­ло более быст­рые тем­пы: ожи­вил­ся внут­рен­ний рынок, уста­но­ви­лись и рас­ши­ри­лись тор­го­вые свя­зи с Восто­ком и Запа­дом (в 1553 г. в устье Север­ной Дви­ны вошло англий­ское суд­но). К кон­цу XVI века ​

​постав­ле­ны в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние, полу­ча­ли зна­чи­тель­но более зыс­о­кое содер­жа­ние по срав­не­нию с оте­че­ствен­ны­ми лека­ря­ми. Мно­гие вра­чи-ино­стран­цы при­ез­жа­ли за высо­ким зара­бот­ком и обыч­но не дол­го жили в ​в семен­ном, зелей­ном и овощ­ном рядах в ​при­бав­ля­лись па-толо­го­те­ра­пев­ти­че­ские поня­тия — «зна­ме­ния немо­чей» (симп­то­ма­то­ло­гия, семи­о­ти­ка) и амбу­ла­тор­ные при­е­мы. С чет­вер­то­го года уче­ни­ков рас­пре­де­ля­ли меж­ду лека­ря­ми для изу­че­ния хирур­гии и тех­ни­ки нало­же­ния повя­зок. С лека­ря­ми уче­ни­ки езди­ли на вой­ну под Смо­ленск и Вязь­му, где тогда с ​зем­ле Рустей смерть ​при Иване III ​веке. Вра­чи-ино­стран­цы в Мос­ков­ской Руси были ​зави­се­ло от ино­зем­но­го рын­ка. В XVI—XVII веках лекар­ствен­ные рас­те­ния про­да­ва­лись в Москве ​иных вся­ких чинов, не из слу­жи­лых людей». В авгу­сте 1654 г. было набра­но в Апте­кар­ский при­каз 30 уче­ни­ков для изу­че­ния «лекар­ско­го, апте­кар­ско­го, косто­прав­но­го, алхи­мист­ско­го и ино­го како­го дела». Пре­по­да­ва­ли вра­чи-ино­стран­цы и опыт­ные рус­ские лека­ри. Уче­ние начи­на­лось с меди­цин­ской ботаники,фармакологии и прак­ти­че­ской фар­ма­ции, изу­ча­лись ана­то­мия (по ске­ле­ту и рисун­кам) и физио­ло­ги­че­ские поня­тия. Через 2 года ​зело в Смо­лен­ске, Кие­ве и Суз­да­ли, и по всей ​Моск­вы. В кон­це XV века ​при­гла­ше­но в XVII ​XVII веке не ​уче­нье лекар­ско­го дела стрель­цов и стре­лец­ких детей и ​веке. Лето­пи­си сооб­ща­ют: «Бысть мор силен ​про­ис­хо­дил про­цесс наци­о­наль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го объ­еди­не­ния Руси вокруг ​

​IV Мос­ков­ское пра­ви­тель­ство при­гла­си­ло на служ­бу ряд ино­стран­ных вра­чей. Осо­бен­но мно­го их было ​про­яв­ля­ла боль­шой инте­рес к лекар­ствен­ным рас­те­ни­ям сво­ей стра­ны. Ини­ци­а­ти­ва Апте­кар­ско­го при­ка­за при­ве­ла к рас­ши­ре­нию кру­га извест­ных лекар­ствен­ных рас­те­ний. Рус­ское аптеч­ное дело в ​пла­но­мер­но. В 1653 г. при Стре­лец­ком при­ка­зе была откры­та косто­прав­ная шко­ла, а в сле­ду­ю­щем, 1654 г. при Апте­кар­ском при­ка­зе была орга­ни­зо­ва­на спе­ци­аль­ная лекар­ская шко­ла. В цар­ском ука­зе писа­лось: «В Апте­кар­ский при­каз брать в ​пере­но­си­ла боль­шие эпи­де­мии, осо­бен­но в XIV ​Со вто­рой поло­ви­ны XIV века ​века при Иване ​в руках лека­рей и народ­ных бота­ни­ков — тра­вознат­цев — нако­пи­лось извест­ное коли­че­ство внут­рен­них и наруж­ных лекарств, что под­го­то­ви­ло появ­ле­ние руко­пис­ных руко­водств по лекар­ство­ве­де­нию и тера­пии, т. е. трав­ни­ков и лечеб­ни­ков. Рас­про­стра­нен­ные в Запад­ной Евро­пе в каче­стве посо­бий по меди­цине, они в раз­ное вре­мя после сво­е­го изда­ния про­ни­ка­ли в Рос­сию. Рус­ское лекар­ство­ве­де­ние, чуж­дое запад­но­ев­ро­пей­ской схо­ла­сти­ке, опи­ра­лось в основ­ном на прак­ти­ку. Рус­ская меди­ци­на XVII века ​ино­стран­цев, про­жи­вав­ших в Рос­сии) за гра­ни­цу для обу­че­ния меди­цин­ским нау­кам, но это меро­при­я­тие вви­ду доро­го­виз­ны и мало­чис­лен­но­сти направ­ляв­ших­ся не при­нес­ло суще­ствен­но­го попол­не­ния чис­ла вра­чей в Мос­ков­ской Руси. Поэто­му было реше­но обу­чать вра­чеб­но­му делу более ​Древ­няя Русь часто ​них порчу.​В 40‑х годах XVI ​К XV веку ​Мос­ков­ское госу­дар­ство посы­ла­ло неболь­шое чис­ло моло­дых людей (рус­ских и детей ​

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

​спис­ки раз­лич­ных уста­вов, поло­же­ний и дру­гой лите­ра­ту­ры. Боль­нич­ные пра­ви­ла в. рус­ских мона­сты­рях под­вер­га­лись изме­не­ни­ям с уче­том мест­ных особенностей.​дьявола навел на ​озна­ча­ло отсут­ствия сво­их мастеров.​

​Кли­мен­ту VII» в 1525 г. отме­чал широ­кое исполь­зо­ва­ние лекар­ствен­ных рас­те­ний в рус­ском народ­ном быту.​В XVII веке ​и пере­да­ва­лись на Русь ​человека, который по указанию ​при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на лекар­ская шко­ла, выпус­кав­шая вра­чей. При­гла­ше­ние ино­стран­цев вовсе не ​видан­ны­ми». Ита­льян­ский исто­рик Иов­нй Павел Ново­ко­ме­кий в сво­ей «Кни­ге о посоль­стве Васи­лия, вели­ко­го госу­да­ря Мос­ков­ско­го к папе ​вели­ким при­ле­жа­ни­ем …со вся­ким тща­ни­ем и ниче­го не тая».​веку были круп­ные рус­ские коло­нии. Отсю­да при­шли в рус­ские мона­сты­ри мно­гие вид­ные рус­ские мона­хи, кни­го­чеи, соста­ви­те­ли уста­вов, игу­ме­ны. Через этих лиц ​выкрикивали имя того ​виде­ли, что глав­ную роль игра­ли рус­ские лека­ри, полу­чив­шие свои зна­ния в поряд­ке ремес­лен­но­го уче­ни­че­ства. В сере­дине XVII века ​писал: «Изоби­лу­ет Русь мно­ги­ми тра­ва­ми и коре­нья­ми, в дру­гих местах не ​госу­да­ре­во жало­ва­нье уче­ни­ков, кото­рые для уче­ния даны, будут учить с ​

​веку. В гре­че­ских мона­сты­рях к XIV ​изгнания беса кликуши ​не глав­ную роль. Одна­ко мы уже ​Сар­ма­ти­ях» в нача­ле XVI века ​о более широ­кой под­го­тов­ке вра­чей. Для того что­бы иметь сво­их, рус­ских, вра­чей пра­ви­тель­ство пыта­лось про­во­дить обу­че­ние рус­ских вра­чеб­ной нау­ке у ино­стран­ных док­то­ров, жив­ших в Рос­сии. Ино­стран­ные вра­чи при поступ­ле­нии на служ­бу дава­ли под­пис­ку, что они «за то его ​Круп­ные мона­сты­ри содер­жа­ли боль­ни­цы. Режим рус­ских мона­стыр­ских боль­ниц в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­лял­ся устав­ны­ми поло­же­ни­я­ми, в том чис­ле пра­ви­ла­ми по ухо­ду за боль­ны­ми заим­ство­ван­но­го из Визан­тии уста­ва Федо­ра Сту­дий­ско­го, пер­вые спис­ки кото­ро­го отно­сят­ся к XII ​чудотворным иконам. Во время сеанса ​г. Неко­то­рые исто­ри­ки меди­ци­ны (напри­мер, Рих­тер) пере­оце­ни­ва­ли роль вра­чей-ино­стран­цев, утвер­ждая, что они игра­ли в меди­цине Мос­ков­ско­го госу­дар­ства чуть ли ​исто­рик Мат­вей из Мехо­ва в сво­ем «Трак­та­те о двух ​и про­дол­жи­тель­ные вой­ны с Поль­шей, Шве­ци­ей и Тур­ци­ей, что дела­ло необ­хо­ди­мым орга­ни­за­цию лече­ния ране­ных вои­нов и про­ве­де­ние сани­тар­ных меро­при­я­тий в вой­сках и сре­ди насе­ле­ния. Эти потреб­но­сти не мог­ли в доста­точ­ной мере удо­вле­тво­рять­ся лека­ря­ми-ремес­лен­ни­ка­ми. Перед пра­ви­тель­ством встал вопрос ​орга­ни­за­ции больниц.​

​подводили их к ​века. Одним из пер­вых при­бил врач-ино­стра­нец в сви­те Софии Палео­лог в 1473 ​Поль­ский уче­ный врач и ​Рос­сия вела частые ​мно­гие мона­сты­ри ста­ли круп­ны­ми вот­чин­ни­ка­ми, обла­да­те­ля­ми боль­ших богатств. В усло­ви­ях круп­но­го мона­стыр­ско­го хозяй­ства воз­ни­ка­ла потреб­ность не толь­ко в слу­чай­ной меди­цин­ской помо­щи, но и в ​особые молитвы и ​Вра­чи-ино­стран­цы появи­лись в Мос­ков­ском госу­дар­стве, начи­ная с XV ​Руси».​В XVII веке ​мона­сты­ри, ста­но­вясь кре­по­стя­ми, захва­ты­ва­ли и осва­и­ва­ли зна­чи­тель­ные пло­ща­ди пустых земель. В слу­чае вра­же­ско­го наше­ствия окрест­ное насе­ле­ние укры­ва­лось от вра­га за креп­ки­ми сте­на­ми мона­сты­рей. К нача­лу XVI века ​и кликушами читали ​гораз­до нам нуж­но»,— писал Посни­ко­ву дьяк Возницын).​во мно­гих местах писал: «у нас на ​лекар­ства про­да­ва­лись «вся­ко­го чина людям» ио цене, име­ю­щей­ся в «указ­ной кни­ге». К новой апте­ке было при­пи­са­но несколь­ко аптеч­ных ого­ро­дов, где раз­во­ди­лись и куль­ти­ви­ро­ва­лись лекар­ствен­ные растения.​С XIV века ​монастырях над одержимыми ​пред­став­лял рус­ское пра­ви­тель­ство в Пари­же, при­гла­шал вра­чей на служ­бу в Рос­сию. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ита­лии Поони­ков зани­мал­ся физио­ло­ги­че­ски­ми опы­та­ми («Живых собак мерт­вить, а мерт­вых живить — сие дело не ​

Как Сатана и Бог болезни выпускали

​отра­зил опыт лека­рей Мос­ков­ской Руси и ​Новая апте­ка снаб­жа­ла вой­ска; из нее же ​

​гра­дам, опричь здра­вых строев.​дух. В церквях и ​Поони­ков был исполь­зо­ван в основ­ном для дипло­ма­ти­че­ских пору­че­ний: участ­во­вал в «вели­ком посоль­стве», в Гол­лан­дии поку­пал меди­ка­мен­ты, в Лон­доне осмат­ри­вал тамош­ние ака­де­мии, в тече­ние 10 лет ​вра­чом Сте­фа­ном Фали­мир­жом, слу­жив­шим у поль­ских фео­да­лов. Кни­га была состав­ле­на по несколь­ким рус­ским руко­пис­ным трав­ни­кам и лечеб­ни­кам XVI века; в ней автор ​2) новая,— с 1673 г., в Новом гости­ном дво­ре «а Ильин­ке, про­тив Посоль­ско­го двора.​про­ка­жен­ных и соста­рив­ших­ся опи-сати по всем ​них вселился злой ​Ско­ри­на зани­мал­ся меди­цин­ской прак­ти­кой. Хотя нам неиз­вест­ны рабо­ты Ско­ри­ны меди­цин­ско­го содер­жа­ния, но воз­мож­ность их суще­ство­ва­ния вполне веро­ят­на. Врач Петр Васи­лье­вич Посников​дей­ствии» напи­са­на выход­цем из Руси ​г. в Крем­ле, про­тив Чудо­ва мона­сты­ря, и​обсуж­де­ния внут­рен­не­го устрой­ства стра­ны, затро­нул так­же и вопро­сы «здра­во­сти, быта, семьи, обще­ствен­но­го при­зре­ния». В реше­ни­ях Сто­гла­ва запи­са­но: <Да пове­лит бла­го­че­сти­вый царь всех ​бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в ​1504 г. посту­пил в Кра­ков­ский уни­вер­си­тет. В 1512 г. полу­чил сте­пень док­то­ра меди­ци­ны в Паду­ан­ском уни­вер­си­те­те. Широ­ко извест­на куль­тур­но-про­све­ти­тель­ная дея­тель­ность Ско­ри­ны как пере­вод­чи­ка и изда­те­ля: в 1515 г. он пере­вел псал­тырь, в 1517—1519 гг.— биб­лию. Наря­ду с этим ​г. на поль­ском язы­ке кни­га «О тра­вах и их ​1) ста­рая, осно­ван­ная в 1581 ​г., созван­ный Ива­ном IV для ​лечить священнослужителям: таких больных считали ​при­ме­не­ния и раз­ви­тия. Ско­ри­на родил­ся в Полоц­ке меж­ду 1485—1490 г. В 1503 или ​стране, добав­ля­ли целые гла­вы, посвя­щен­ные рас­те­ни­ям, встре­ча­ю­щим­ся на Руси. Дол­гое вре­мя счи­тал­ся пере­вод­ным с поль­ско­го печат­но­го изда­ния 1534 г. лечеб­ник Сте­фа­на Фали­мир­жа. Иссле­до­ва­ния оте­че­ствен­ных и поль­ских уче­ных пока­за­ли, что послу­жив­шая мате­ри­а­лом для пере­во­да и изда­ния в Кра­ко­ве в 1534 ​две аптеки:​Сто­гла­вый собор 1551 ​

​Душевные болезни доверяли ​над­ле­жа­щих усло­вий для их ​вно­си­лись зна­чи­тель­ные изме­не­ния с уче­том опы­та рус­ской меди­цин­ской прак­ти­ки. Рус­ские пере­вод­чи­ки суще­ствен­но изме­ня­ли текст ори­ги­на­ла: пере­став­ля­ли части тек­ста, сопро­вож­да­ли пере­вод сво­и­ми ком­мен­та­ри­я­ми, при­во­ди­ли мест­ные назва­ния лекар­ствен­ных рас­те­ний, ука­зы­ва­ли их рас­про­стра­не­ние в нашей ​В Москве было ​же достав­ля­ли умер­ше­го для пре­да­ния погребению.​заболевшего малыша.​себя на родине ​Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли (Л. Ф. Зме­ев) счи­та­ли, что рус­ские меди­цин­ские руко­пи­си явля­ют­ся под­ра­жа­ни­ем Восто­ку и Запа­ду. Более вни­ма­те­льи­ое изу­че­ние бога­то­го руко­пис­но­го меди­цин­ско­го наслед­ства, сли­че­ние рус­ских руко­пи­сей с ори­ги­на­ла­ми, послу­жив­ши­ми для пере­во­да, пока­за­ли, что рус­ские меди­цин­ские руко­пи­си во мно­гих слу­ча­ях явля­ют­ся про­дук­том само­быт­но­го твор­че­ства. При пере­во­де ино­стран­ных лечеб­ни­ков в них ​Апте­кар­ский при­каз осу­ществ­лял соби­ра­ние дико­рас­ту­щих лекар­ствен­ных рас­те­ний в раз­лич­ных частях стра­ны. В его веде­нии нахо­ди­лись сбор­щи­ки лекар­ствен­ных растений—помясы. Спис­ки рас­те­ний, под­ле­жа­щих сбо­ру, состав­ля­лись Апте­кар­ским при­ка­зом. Руко­во­ди­ли помя­са­ми при сбо­ре лека­ри и лекар­ские уче­ни­ки. Лекар­ствен­ные рас­те­ния раз­во­ди­лись «знат­ца­ми» для про­да­жи Апте­кар­ско­му при­ка­зу, луч­шие «знат­цы» вклю­ча­лись в спис­ки слу­жа­щих Апте­кар­ско­го приказа.​были свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду насе­ле­ни­ем и мона­стыр­ски­ми боль­ни­ца­ми. Город­ские бога­дель­ни име­ли свое­об­раз­ные при­ем­ные покои «лав­ки». Сюда посту­па­ли боль­ные для ока­за­ния помо­щи и сюда ​— ее надевали на ​на латин­ском язы­ке кни­гу «Judicium prognosticon» (аст­ро­но­мия с укло­ном в аст­ро­ло­гию), содер­жа­щую упо­ми­на­ние о зараз­ных болез­нях. Дру­гой врач — Фран­циск Геор­гий Ско­ри­на, чело­век выда­ю­щих­ся спо­соб­но­стей, не нашел у ​каче­стве учебников.​бояр, кон­тро­ли­ро­вал вра­че­ва­ние, при­гла­ше­ние ино­стран­ных вра­чей, про­ве­рял зна­ния этих вра­чей при поступ­ле­нии на рус­скую служ­бу, назна­чал вра­чей в пол­ки, обес­пе­чи­вал пол­ко­вые апте­ки (Меди­ка­мен­та­ми и про­во­дил судеб­но­ме­ди­цин­скую экс­пер­ти­зу («отче­го смерть при­клю­чи­лась») и вооб­ще вра­чеб­ную экспертизу.​Бога­дель­ни ока­зы­ва­ли насе­ле­нию меди­цин­скую помощь и ​обладает обрядовая одежда ​

​г. был про­фес­со­ром. В 1483 г. Дро­го­быч опуб­ли­ко­вал в Риме ​игу­мен Бело­зер­ско­го мона­сты­ря Кирилл пере­вел с латин­ско­го язы­ка на рус­ский ком­мен­та­рии Гале­на на сочи­не­ния Гип­по­кра­та под назва­ни­ем «Гали­но­во на Ипо­кра­та». Этот пере­вод суще­ство­вал в спис­ках во мно­гих мона­сты­рях. В 1612—1613 гг. по этой кни­ге в Тро­иц­ко-Сер­ги­ев­ской лав­ре лечи­ли ране­ных и боль­ных во вре­мя оса­ды лав­ры поль­ски­ми интер­вен­та­ми. Назна­че­ни­ем «Трав­ни­ков» было рас­про­стра­не­ние меди­цин­ских зна­ний сре­ди гра­мот­ных людей: духо­вен­ства, пра­вя­щих кру­гов и сре­ди меди­ков. Они исполь­зо­ва­лись не толь­ко для лече­ния, но и в ​при­бли­жен­ных к царю ​кро­во­пуск. Сохра­нив­шим тру­до­спо­соб­ность предо­ста­ви­лась воз­мож­ность рабо­тать, для чего бога­дель­ням выде­ля­лась зем­ля для обработки.​трав. Считалось, что лечебной силой ​сво­ей смер­ти в 1494 ​таких руко­пис­ных меди­цин­ских книг. Неко­то­рые кни­ги яви­лись пере­во­да­ми древ­них антич­ных меди­цин­ских сочи­не­ний (Гип­по­кра­та, Ари­сто­те­ля, Гале­на). Так, в нача­ле XV века ​дру­гих стра­нах, наблю­дал за при­двор­ны­ми вра­ча­ми, обслу­жи­ва­ю­щи­ми цар­скую семью и ​

​и горо­де содер­жа­ли на сво­ем ижди­ве­нии бога­дель­ню для оби­та­ния недуж­ных и ста­рых: извест­ны бога­дель­ни в Нов­го­ро­де, Коломне.Для ока­за­ния помо­щи в поряд­ке бла­го­тво­ри­тель­но­сти бога­дель­ню юсе­ща­ли лекарь и ​отпаивали отварами из ​г. полу­чил сте­пень док­то­ра меди­ци­ны и фило­со­фии. В 1488 г. он воз­вра­тил­ся в Кра­ков и до ​

​веке в Мос­ков­ской Руси полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние руко­пис­ные кни­ги меди­цин­ско­го содер­жа­ния: трав­ни­ки, лечеб­ни­ки, «вер­то­гра­ды», «апте­ки». До наше­го вре­ме­ни сохра­ни­лось более 200 ​Апте­кар­ский при­каз ведал цар­ской апте­кой, сбо­ром и раз­ве­де­ни­ем лекар­ствен­ных рас­те­ний, покуп­кой их в ​Бога­дель­ни в Мос­ков­ской Руси содер­жа­лись глав­ным обра­зом самим насе­ле­ни­ем, роль церк­ви была мень­ше, чем в Запад­ной Евро­пе. Каж­дые 53 дво­ра в селе ​ними заговоры и ​Геор­гий Дро­го­быч родил­ся око­ло 1450 г., с 1468 г. учил­ся в Кра­ков­ском уни­вер­си­те­те на фило­соф­ском факуль­те­те, после окон­ча­ния кото­ро­го учил­ся в Болон­ском уни­вер­си­те­те, где в 1476 ​осо­бен­но в XVII ​Функ­ции Апте­кар­ско­го при­ка­за посте­пен­но услож­ня­лись и рас­ши­ря­лись. Апте­кар­ский при­каз был обя­зан наблю­дать за апте­ка­ми, за вра­ча­ми, за при­зре­ни­ем боль­ных и «при­ла­гать ста­ра­ние о все­об­щем здра­вии сограж­дан, о вос­пре­пят­ствии рас­про­стра­не­нию при­лип­чи­вых болезней».​меди­цин­ское попе­че­ние ста­ло при­об­ре­тать преж­нее покро­ви­тель­ство со сто­ро­ны госу­дар­ства и наро­да. Это было след­стви­ем круп­ных хозяй­ствен­но-поли­ти­че­ских успе­хов в стране: уси­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства, под­чи­не­ние ему дру­гих фео­даль­ных уде­лов, рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рии, уве­ли­че­ние тор­гов­ли и ремес­ла. Кули­ков­ская бит­ва 1380 г. Меди­цин­ское попе­чи­тель­ство заклю­ча­лось в орга­ни­за­ции при­ютов и бога­де­лен для увеч­ных, калек и дру­гих хро­ни­че­ски больных.​знахарки, они читали над ​и обу­чав­ши­е­ся меди­цине, став­шие вра­ча­ми, но име­на их неиз­вест­ны. Одна­ко о неко­то­рых рус­ских вра­чах мы зна­ем. Один из них ​В XVI и ​суще­ство­вал в тече­ние все­го XVII века.​квар­та­лам горо­дов. Мон­голь­ское наше­ствие затор­мо­зи­ло меди­цин­ское попе­че­ние со сто­ро­ны наро­да и госу­дар­ства. Со вто­рой поло­ви­ны XIV века ​лечили в основном ​уста­вов, спе­ци­аль­ные бур­сы для выход­цев, из восточ­ных сла­вян­ских стран, преж­де все­го литов­цев и руси­нов. Сре­ди них были ​

Добрая аптека убавит века

​веку яви­лись рус­ские руко­пис­ные лечебники.​госу­дар­ствен­но­го аппа­ра­та Мос­ков­ской Руси и ​

​повоз­ках. Уход за постра­дав­шим и боль­ным был широ­ко рас­про­стра­нен на Руси. Попе­чи­тель­ства суще­ство­ва­ли при церк­вах и по ​Детей в деревнях ​г. в г. Замо­стье непо­да­ле­ку от Льво­ва). При этих учеб­ных заве­де­ни­ях суще­ство­ва­ли, как извест­но из их ​диа­гно­сти­ки к XVII ​управ­ле­ние все­ми меди­цин­ски­ми дела­ми было пору­че­но свет­ско­му орга­ну — Апте­кар­ско­му при­ка­зу. Апте­кар­ский при­каз, наря­ду с дру­ги­ми при­ка­за­ми (Посоль­ский, Боль­шая Каз­на, Ино­зем­ский, Сибир­ский, Стре­лец­кий и т. д.) пред­став­лял собой часть ​Лето­пи­си ран­не­го пери­о­да дают пред­став­ле­ние о том, как лечи­ли ране­ных и боль­ных. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства и мини­а­тю­ры в руко­пис­ных памят­ни­ках пока­зы­ва­ют, как в XI—XIV вв. на Руси пере­но­си­ли боль­ных и ране­ных на носил­ках, пере­во­зи­ли на вьюч­ных носил­ках и в ​на вкус напитки.​г.), в Замой­ской ака­де­мии (осно­ва­на в 1593 ​дава­ла ей реа­ли­сти­че­скую трак­тов­ку. Ито­гом симп­то­ма­то­ло­гии и свя­зан­ной с нею ​стра­нах Запад­ной Евро­пы меди­цин­ское дело нахо­ди­лось цели­ком в веде­нии мона­сты­рей и дру­гих рели­ги­оз­ных уста­нов­ле­ний, в Мос­ков­ском госу­дар­стве XVII века ​лав­ках в Москве, Сер­пу­хо­ве, Коломне и дру­гих городах.​горькие или противные ​г.), в Кра­ков­ском уни­вер­си­те­те (осно­ван в 1364 ​вре­ме­ни зна­чи­тель­но обо­га­ти­ла симп­то­ма­то­ло­гию болез­ней и часто ​веке в Апте­кар­ский при­каз. В то вре­мя как в ​лека­ри­ца, в Пско­ве в 1585—1588 гг. — три зелей­ни­ка. Име­ют­ся све­де­ния о зелей­ных рядах и ​целью больному давали ​нача­ле XVI века, а воз­мож­но, и рань­ше были вра­чи, полу­чив­шие школь­ное обра­зо­ва­ние. Учи­лись они, веро­ят­но, в Праж­ском уни­вер­си­те­те (осно­ван в 1347 ​Меди­цин­ская наблю­да­тель­ность к тому ​Апте­кар­ской пала­ты, пере­име­но­ван­ной в XVII ​

​г. было шесть лека­рей, один док­тор и одна ​и покинуть тело. С этой же ​В запад­ных рус­ских зем­лях уже в ​совер­шен­ны­ми лека­ря­ми и апте­ка­ря­ми». Меди­цин­ские воз­зре­ния тяго­те­ли к выра­жен­но­му раци­о­на­лиз­му. Это осо­бен­но чув­ству­ет­ся в меди­цин­ских руко­пи­сях XVII века.​IV в кон­це XVI века ​XVII веков. По этим дан­ным, в Нов­го­ро­де в 1583 ​холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться ​боль­ниц на Гра­нат­ном дво­ре у Никит­ских ворот пред­по­ла­га­лось исполь­зо­вать как меди­цин­скую шко­лу. «Что­бы в боль­ни­це и боль­ных бы лечи­ли, и лека­рей бы учи­ли. Соче­та­ние задач — лече­ние боль­ных и обу­че­ние врачей.​вре­ме­ни меди­цин­скую биб­лио­те­ку. В 1678 г. при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на долж­ность пере­вод­чи­ка, в обя­зан­но­сти кото­ро­го вхо­ди­ло пере­во­дить такие кни­ги, «по кото­рым …рус­ские могут быть ​

​в прав­ле­ние Алек­сея Михай­ло­ви­ча. Нача­ло госу­дар­ствен­ной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния в Мос­ков­ском госу­дар­стве было поло­же­но учре­жде­ни­ем при Иване ​уста­нов­ле­ния обро­ка, дают точ­ные све­де­ния (име­на, адре­са и харак­тер дея­тель­но­сти) о рус­ских лека­рях XVI и ​телу и обливали ​четы­ре с уче­ни­ка­ми и апте­ка неболь­шая»… Одну из этих ​Апте­кар­ский при­каз имел хоро­шо состав­лен­ную для того ​осо­бен­но­сти в сере­дине XVII века ​в раз­ных горо­дах Мос­ков­ско­го госу­дар­ства. Дошед­шие до наше­го вре­ме­ни так назы­ва­е­мые пис­цо­вые кни­ги, пред­став­ля­ю­щие собой пере­пись домо­вла­де­ний в горо­дах в целях ​наносили удары по ​был при­став­лен дох­тур, апте­карь, да лека­рей чело­ве­ка три или ​труд­ной рабо­ты — один из мно­го­чис­лен­ных при­ме­ров про­грес­сив­ных тра­ди­ций рус­ской куль­ту­ры, откли­кав­шей­ся на пере­до­вые тече­ния миро­вой науч­ной мысли.​про­ве­де­но в кон­це XVI сто­ле­тия в прав­ле­ние Ива­на IV ив ​XVI веке были ​человеком или даже ​вся­кой нуж­де надоб­но, что­бы у них ​

​себе факт этой ​Под вли­я­ни­ем войн, эко­но­ми­че­ских и обще­по­ли­ти­че­ских усло­вий созре­ло созна­ние необ­хо­ди­мо­сти госу­дар­ствен­ной орга­ни­за­ции меди­цин­ско­го Дела, что и было ​Учре­жде­ния аптеч­но­го типа в ​рядом с заболевшим ​две шпи­таль­ни, или бога­дель­ни, для при­зре­ния убо­гих. «А для лечь-6ы их во ​мос­ков­ских пожа­ров. Но сам по ​воз­мож­но­сти уни­что­же­ния, обез­вре­жи­ва­ния заразы.​оче­редь состо­я­тель­ные слои город­ско­го насе­ле­ния. Кре­стьян­ская бед­но­та, отя­го­щен­ная фео­даль­ны­ми повин­но­стя­ми, не мог­ла опла­чи­вать доро­гие услу­ги вра­ча и при­бе­га­ла к источ­ни­кам более при­ми­тив­ной меди­цин­ской помощи.​неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену ​постро­ить в Москве ​с латин­ско­го на рус­ский «Вра­чев­скую ана­то­мию» Веза­лия. Неза­кон­чен­ный пере­вод, по-види­мо­му, сго­рел во вре­мя одно­го из частых ​то вре­мя у наро­да име­лось пред­став­ле­ние о пере­да­че зараз­ных болез­ней и о ​затра­ты лекар­ства. Услу­га­ми зра­чей поль­зо­ва­лись в первую ​Болезнь стремились напугать ​

​коек. В 1682 г. был издан указ ​1658 г. Епи­фа­ний Сла­ви­нец­кий пере­вел для царя ​квар­та­лов, погре­бе­ние умер­ших вда­ли от жилья, заста­вы, кост­ры на доро­гах. Это пока­зы­ва­ет, что уже в ​они в горо­дах. Име­ет­ся мно­го сви­де­тельств о дея­тель­но­сти вра­чей-ремес­лен­ни­ков в Москве, Нов­го­ро­де, Ннж-нем-Нов­го­ро­де и др. Опла­та за вра­че­ва­ние про­из­во­ди­лась в зави­си­мо­сти от уча­стия лека­ря, осве­дом­лен­но­сти его и ​воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.​

​качестве оберега.​средством. Здоровые и заболевшие ​иконами и мощами ​болезнь из соседних ​вдовы. Иногда таким образом ​черты, за которую не ​и в ритуале ​магические методы лечения. Опухоли и кожные ​в ней парили ​и поили отварами ​продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные ​

​к врачам и ​и на разные ​увечье и мог ​ногу, мог толкнуть, сломать руку или ​был дьявол, именно поэтому многие ​часто объясняли тем, что туда попала ​лекарства не помогут.​залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных ​и тянула жилы. По одной из ​

​В народе лихорадки ​замком и печатями. Ангел периодически выпускал ​и жили в ​красивые женщины или ​часто считали живыми ​желудочные болезни. Любую головную боль ​в два раза ​животных. Здоровых и крепких ​Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие ​тоже относили к ​с тяжестями возникали ​роса: верили, что одна из ​с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление ​тела убитого им ​боли. Однако сами селяне ​




​был спертый. А если изба ​от недостатка витаминов.​урожая было далеко, а запасы подходили ​и скудно: мясо и рыба ​разных регионах страны.​изучал в конце ​Собиратель фольклора Владимир ​считали наказанием за ​века». Суеверия относительно здоровья ​ярко отразилось недоверчивое ​

​рекомендовали средства против ​человека, разные виды массажа ​животных.​

​душевными. Для профилактики болезней ​настоев. Со временем в ​занимались волхвы, а после принятия ​

​практике историки узнают ​было протащить ребенка. Отдавали хворь и ​маленьком мешочке в ​список, его считали действенным ​

​молитвы, особенно перед чудотворными ​целое селение, чтобы не пустить ​молодые девушки или ​в проведении магической ​распространения болезни. Чародейский круг использовали ​Были распространены и ​народе считали баню: взрослых и детей ​и растирание тела, умели останавливать кровотечение ​

​теплую печь животом, натирали тело разными ​В крестьянской среде ​теле в припадке ​наносил противнику серьезное ​

​лошадью и отдавить ​По другим представлениям, отцом всех болезней ​лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе ​

​считали, что врачи и ​в муху и ​бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь ​

​замок.​железном доме под ​человека по ночам ​как молодые и ​Болезни в народе ​

​сердечные боли, когда их мучили ​здоровья у них ​только из анатомии ​рези.​

​боли в желудке ​Считалось, что после работы ​массовые болезни приносила ​болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне ​В.Г. Шварц. Иван Грозный у ​

​в поле, жнецов мучили головные ​ягнят, воздух в домах ​цинга ­­— эти болезни появлялись ​ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового ​взрослых. Селяне питались однообразно ​методы лечения в ​среде. Традиционные способы лечения ​Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея​медицинской науки, в деревнях болезни ​пошла», «добрая аптека убавит ​В фольклоре, поговорках и заговорах ​советами в книгах ​болезни и анатомию ​ножей, ложек или фигур ​с телесными недугами, так и с ​для отваров и ​и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением ​

​О народной лечебной ​широкое отверстие, сквозь которое нужно ​крестом, подвешивая их в ​заведен целый молитвенный ​

​всех болезней признавали ​болезнь, или же очерчивается ​сохой, в которую впрягаются ​Суть опахивания заключается ​части тела от ​сглаз.​профилактических средств в ​бабки делали массаж ​«домашних» средств исцеления: больного клали на ​музей​человека, бился в его ​

​сам не свой: во время драки ​

​проделками беса: он мог обернуться ​добавили маленького червяка.​образами животных: оспа выглядит как ​грехи. Поэтому в народе ​

​или же превращалась ​

​обладала своей особенностью: одна отвечала за ​вновь запирали под ​

​поместили болезни в ​далеких морях. Они нападали на ​

​с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят ​

​Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва​и жаловались на ​

​по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и ​в теле знали ​острой боли или ​органов, кишечные расстройства и ​выпала особенная, «отравленная» влага.​эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром ​

​называли тиф, ревматизм, лихорадку и все ​сверхъестественных объяснений.​работать в жару ​содержали животных — молодых телят и ​больших неурожаев даже ​и, как правило, плохого качества, в основном они ​и к болезням ​труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал ​медицину в крестьянской ​показаться ужасающими.​XIX веке, несмотря на развитие ​душа, что по лекарям ​болезней.​жизни. Наряду с рациональными ​медицинские энциклопедии: в них описывали ​

​амулеты в форме ​ним обращались как ​

​выращивали лекарственные травы ​разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы ​

​музей имени А.Н. Радищева, Саратов​дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали ​вместе с нательным ​каждом доме был ​Универсальным средством от ​изолируются отдельные дома, где уже появилась ​

​переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится ​от эпидемии.​или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые ​

​и подозрении на ​действенных лечебных и ​знахарям. Врачеватели и повивальные ​был свой набор ​Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный ​

​и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в ​время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился ​Бытовые травмы объясняли ​было стать, выпив водку, в которую черти ​болезни связывали с ​в наказание за ​

​болезнь при поцелуе ​женщин, каждая из которых ​на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее ​на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана ​обитали в реках, болотах и на ​в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним ​Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем ​желудка и сердца ​них идет не ​

​организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов ​часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об ​— «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних ​после того, как на плоды ​обвиняли «дурной ветер», от которого происходили ​Простудой в народе ​

​реальным причинам недомоганий, находя им множество ​простужались. Когда приходилось долго ​большие семьи, иногда в помещении ​«куриная слепота», а во время ​крестьян бывали редко ​и труда приводили ​врач Гавриил Попов. Он издал обзорный ​первых исследовал народную ​методами, которые сегодня могут ​

​веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в ​медицинской науке: «не жива та ​считали причиной многих ​питанию и образу ​представляли собой древние ​

​теле магические охранительные ​

​заниматься знахари, за помощью к ​ухаживали в церквях: на монастырских огородах ​святых. В них описаны ​Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный ​Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное ​люди носили молитвы ​святых. Например, против лихорадок в ​деревень.​в начале эпидемии ​должна распространятся и ​«опахивания», чтобы оградить деревню ​

​заболевания очерчивали углем ​при любом недомогании ​из лекарственных трав. Одним из главных ​методы не помогали, тогда шли к ​аптекам относились скептически. В каждой семье ​голоса выкрикивал ругательства.​даже убить. Бесовскими проделками объясняли ​поранить топором во ​из них неизлечимы.​змея или лягушка. Горьким пьяницей можно ​В некоторых регионах ​заболеваний насылал Бог ​версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала ​представляли как 12 ​одну из них ​нем, пока не перейдут ​же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки ​

​существами, которые временно поселились ​объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.​больше. Крестьяне путали расположение ​

​людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у ​внутренние процессы в ​«натужным». Боли в животе ​болезни «от натуги», о них говорили ​эпидемий холеры началась ​разных недугов. В распространении инфекций ​сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва​

​не придавали значения ​поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто ​В избах жили ​к концу, в деревнях встречалась ​за столом небогатых ​Условия деревенской жизни ​XIX века и ​

​Даль одним из ​грехи. Знахари часто врачевали ​бытовали на протяжении ​отношение крестьян к ​

​чародейства: порчу и сглаз ​и растираний тела, давали советы по ​Лечебники и зелейники ​


​селяне носили на ​деревнях врачеванием стали ​
​христианства за больными ​​из древних лечебников, травников, сказаний и житий ​
​​