• Медицина древнего Китая
Елена Голец
Медицина древнего Китая ведет свое исчисление начиная с 14-15 веков до н. э. История самого Китая насчитывает около четырех тысяч лет, об этом свидетельствуют письменные памятники. Медицина древнего Китая.Древнейший текст
Человечеству известен один древнейший текст, который датируется 2059 годом до н. э. И уже в то время на территории Китая существует высоко развитая цивилизация. Текст гласит:«Юй повел реку Хуанхэ на юг Цин-чжоу через ущелье Лун-мэнь до горы Хуа. Затем он заставил ее течь на восток по притоку Мэнцин... На северо-западе почва желтая и рыхлая. Земля — самая плодородная... Жители приносят императору в дань яшму и другие редкие минералы. Чтобы привезти их в столицу, они пускают свои лодки по течению реки. Кочевые племена в той стороне подчинены им. Они привозят ткани и меха от самых гор Куньлунь. На востоке между горой Тайшань и морем простирается провинция Цинь. Здесь проходит граница, в пределах которой живут постоянные жители приморья. Почва этой провинции белая и плотная... Жители приносят императору особую дань: соль, различные дары моря, свинец, редкие минералы, пряжу. Жители области Лай — пастухи-кочевники. Они приносят императору шелк дикого шелкопряда».
Становление медицины древнего Китая
Становление медицины древнего КитаяНосители медицинских знаний
Носителями медицинских знаний были тогда рабы-знахари, так называемые «чже-гуани» («изгоняющие болезни»), а основными «способами» лечения считались молитвы, заговоры, заклинания. Но, наряду с этими мистическими приемами, в медицине все шире начинают применяться лекарственные растения и некоторые другие средства. А к концу иньского периода (13 в. до н.э.) появляются медики-знахари уже из среды свободных людей, ими становятся даже именитые лица. Распостраненное применение знахарских лекарств медиков-знахарей. Так, одним из десяти известных историй знаменитых знахарей того времени упоминается некий У Сян — крупный императорский сановник. Его гробница с храмом сохранилась до наших дней в уезде Ся провинции Шаньси. С 1122 г. до н. э. начинается период, известный в китайской историографии под названием чжоуского. По данным «Шицзин» медики этой эпохи умели применять многие лекарства, главным образом, растительного происхождения.Первые врачи
На смену знахарям приходят первые врачи, именуемые «тань-гуань». Первые упоминания о них относятся к 12 веку до н. э. (В летописях, относящихся к раннему периоду царства Чжоу (1122—770 гг. до н. э.), есть упоминание о врачах-специалистах по «воспалениям желудка». К этому времени относятся описания около 50 форм этих заболеваний и средств их лечения). Вместо заклинаний и молитв они уже применяют медикаментозное и оперативное лечение, некоторые виды диеты.Описание медицинских знаний
Описание накопленных к 8 веку до н. э. медицинских знанийГосударство Чжоу
Внутри государства Чжоу существовало много более или менее самостоятельных царств, возникших в начале первого тысячелетия до н. э. на обширной территории древнего Китая. Некоторые из них (Ци, Цзинь, Лу, Вэй, Цинь, Чу, Сун) в разное время достигали значительного могущества, оспаривая друг у друга право на господство. Этот период (8—5 вв. до н. э.) известен под названием Чуньцю («Весна и осень»), или Лего («Разделенные царства»). Он ознаменовался не только войнами. В этом периоде начали применять железные изделия, в связи с чем улучшились способы ведения земледельческих работ, повысилась урожайность, стали возводиться крупные ирригационные сооружения; новый толчок получило развитие ремесла и торговли. Сбыт продуктов производства способствовал обмену опытом и культурой, что не замедлило сказаться и на состоянии медицины. Если до 8—7 вв. до н. э. каменные иглы применялись только на востоке Китая (провинции Шаньдун и Цзяньсу), лекарства — на Западе (провинции Хэбей и Шаньси), металлические иглы — на Юге (провинции Хубей и Хунань), а массаж — в Центре (провинции Хэнань), то в середине периода Чжоу эти инструменты и методы стали известны всем медикам Китая и начали применяться комплексно.Медицина конкурирует со знахарством
Медицина не только получает возможность успешно конкурировать со знахарством, но и наносит ему решительное поражение. История зафиксировала такой интересный факт. В 576 г. до н. э. заболел император Цзинь Гун. К нему был призван знахарь Тянь У. Молитвы и заговоры не помогли. Тогда пригласили врача И Хуаня, который вылечил больного.Медицинские организации
После этого случая правители не только стали официально поддерживать медицину, но и начали создавать при своих дворах особые медицинские организации. Призванные обслуживать императора и его ближайших сановников, эти организации располагали довольно большим штатом — до 52 человек, в числе которых были 21 врач и два специалиста по изготовлению лекарств. Врачи такого медицинского учреждения уже делились по основным отраслям медицины (терапевты, хирурги, диетологи) и на пять категорий по своей квалификации.Квалификация врача
Критерием определения квалификации врача было число выздоровевших из ста лечившихся у него больных. Если благополучный исход наступал во всех ста случаях, врача относили к первой категории, излечение половины больных давало право получить пятую категорию (По некоторым источникам, для получения пятой категории требовалось добиться выздоровления 60 процентов больных). Присуждение категорий производилось на основании специальных квалификационных проверок — традиция, сохранявшаяся затем в китайской медицине на протяжении многих веков.Странствующие целители
Наряду с придворными медиками и врачами, имеющими постоянное местожительство, в исторических сочинениях упоминаются и странствующие целители. В поисках медицинской практики они бродили по стране и имели возможность наблюдать самые разнообразные болезни. Странствующие медики постоянно общались с другими народными врачами, знакомились с их опытом и обогащали свои знания в эмпирической медицине.Крупнейший медик древнего Китая Бянь Цюэ
Именно это обстоятельство позволило выдвинуться из народной среды крупнейшему медику древности Бянь Цюэ, о котором великий летописец Сым Цянь в своих «Исторических записках» сказал:«Он заложил основы медицины, его гениальные положения не могли поколебать ученые медики последующих поколений».
Бянь Цюэ - крупнейший медик древнего Китая. До Бянь Цюэ в Китае уже было известно свыше ста видов лекарств, существовали и такие методы лечения, сохранившие свое значение до наших дней, как иглотерапия, прижигание, массаж и пр., но никто до Бянь Цюэ этого опыта не обобщал, никто его так хорошо не осмыслил и не обосновал. Имея широкие по тому времени медицинские познания, полученные от своего учителя — известного медика Чан Сан-цзюня, у которого он обучался свыше 10 лет, и богатый опыт медицинской практики, Бянь Цюэ странствовал по всему Китаю, устанавливал связи с известными медиками разных княжеств, усваивая все ценное из их обширной практики и разнообразных знаний. Посетив главные города всех княжеств Китая, он, наряду с собиранием ценных сведений по медицине, сам широко практиковал и передавал свои знания местным медикам. Оставаясь весьма доступным и тогда, когда Бянь Цюэ приобрел широкую известность и стал самым популярным медиком страны, он был близким народу, никогда не отказывал людям в медицинской помощи. Именуя себя то специалистом по внутренним болезням, то хирургом или гинекологом, офтальмологом-отологом или педиатром, он одновременно применял лекарства, иглоукалывания, прижигания, массаж и другие средства. Вот некоторые примеры, иллюстрирующие его популярность, как повествует о них Сым Цянь:«Пригласили Бянь Цюэ к заболевшему наследному принцу княжества Гуо, который более полусуток считался окружающими его медиками умершим. Методом «пульсовой диагностики», выслушиванием знаменитый медик установил, что принц жив. Он применил иглотерапию — укалывание, и больной был приведен в сознание. Были приложены подогретые камни к ногам, подмышечным областям и к другим местам тела; больному был дан декокт, сваренный из лекарств, и через 20 дней после начала лечения больной выздоровел. Растроганный отец — князь Гуо сказал Бянь Цюэ: «Вы вернули жизнь сыну моему, без вас пришлось бы отдать его обратно сырой земле».
«Человек не в силах восстановить жизнь умерших, а больным он может помочь выздороветь не заклинаниями и молитвами, а лекарствами».
Большое значение Бянь Цюэ придавал рано начатому лечению и, более того,— профилактике болезней. Бянь Цюэ не только обобщал и систематизировал богатый опыт, накопленный многими поколениями до него, но и сам глубоко разработал такие разделы медицины, как «пульсовая диагностика» и иглотерапия, причем в такой мере, что его данные по этим разделам не потеряли значения для китайской народной медицины и в наши дни, т. е. через две с половиной тысячи лет. В области изучения пульса и предсказания тяжести заболевания по пульсу в последующие века никто из медиков не сделал больше. Поэтому Бянь Цюэ по праву считается родоначальником изучения пульса в китайской медицине. Для диагностических целей Бянь Цюэ пользовался также методом опроса, выслушивания, наблюдением за дыханием, окраской кожи, характером голоса больного и запахом, исходящим от него. Он, по некоторым источникам, занимался вскрытием трупов для изучения патологических процессов. Известно также, что Бянь Цюэ, производя операции, применял для уменьшения болей вначале хмельное вино, а позже наркотические лекарственные средства, позволявшие ему производить операции даже на грудной клетке. Многие историки склонны считать, что автором классической книги «Нейцзин» был Бянь Цюэ. В памяти народных масс Китая Бянь Цюэ оставил глубокий след как ученый высокой эрудиции, много сделавший в области медицины, и в то же время проявивший себя как выдающийся общественный деятель. Сведения о его деятельности передавались устно из поколения в поколение. Но осталось и много письменных памятников — произведений его учеников. О нем народ говорил как о «маге, который поднимает умерших и дарует им снова ценнейшее благо — жизнь». До сих пор во многих провинциях Китая сохранились храмы и памятники, созданные в разные времена в честь Бянь Цюэ. Имеется несколько гробниц (национальные памятники), которые население оберегает с большой любовью. Каждый год — 8, 18, 28 апреля в Китае отмечают день памяти великого медика. На берегу Желтого моря, в провинции Хебэй, в уезде Жан Чу имеется село, где, по преданию, родился и жил в молодости Бянь Цюэ. Название села в переводе на русский язык означает «Бог фармации» — так именовали ученого. В этом селе сохранилась и его гробница — памятник, к которому почтить память великого медика съезжаются со всего Китая. Таким образом, важнейшей исторической заслугой Бянь Цюэ является обобщение накопленного на рубеже шестого и пятого веков до нашей эры эмпирического опыта распознавания и лечения болезней. Еще более заметный след в истории медицины древнего Китая оставил Бянь Цюэ разработкой «пульсовой диагностики», метода объективного исследования больного, благодаря применению которого китайская медицина намного опередила в своем развитии медицину других стран.Врачевание в древнем Китае (середина 2 тысячелетия до н. э.— 3 в. н. э.)
История
Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называлось Инь) сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем — на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и порох.
Периодизация истории и врачевания
В истории древнего Китая выделяют четыре этапа: период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н. э.), когда сформировалось первое в истории Китая рабовладельческое государство; период династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.), когда на территории Китая существовало множество государств; период империи Цинь (III в. до н. э.), когда страна была объединена в единую империю (в этот период по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246—210 гг. до н. э.) началось сооружение Великой китайской стены), и период империи Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.)—время наивысшего расцвета древнего Китая. В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в.
В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской -династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.
Традиционная китайская медицина
Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.
Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).
Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V—IV вв. до н. э., во многом схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.)
Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»... Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс—это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа...»
Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе научно обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем, см. с. 186). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ — «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.).
За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами (I—II вв.) и Суш-руты (IV в.) о' пульсе не упоминается. Этот факт объясняется относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (торговые пути —со II в. до н. э., распространение буддизма в Китае — с I в. н. э.). В средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии: теоретическое обоснование исследования пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Ибн Сины (980—1037) во многом сходно с положениями древней китайской медицины.
Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Цюе (XI в. до н. э.), Фу Вэн (I—-II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.
Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно зо второй его части «Лин шу». (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они" расположены, кол--латерали, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.
В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.
Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.
В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл: игла с наконечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов.
Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.
Наиболее часто в этих целях исг пользовалось растение мокса (русск.— чолынь обыкновенная; лат. Artemisia ?ulgaris). Причем считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась мок-i;a, собранная три года назад.
В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).
Лекарственное' врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.
Тем не менее все дошедшие до. нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом) , а в феодальном Китае, т. е. в период средних веков — время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.
Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141—208), который прославился как искусный диагност.и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.
Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».
Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.
В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н. э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам — в левую).
Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII в.
В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.