Тысячелетиями китайская медицина копила опыт излечения болезней. Тщательно и неторопливо изучались целебные свойства растений и животных, камней и металлов. Быть может, поэтому воздействие лучших китайских средств иногда так похоже на чудо.
Философия и практика китайской медицины
Понятия и термины восточной медицины достаточно экзотичны для нашего слуха, и, на первый взгляд, не соответствуют современным научным представлениям. Однако, они всего лишь наглядно описывают взаимодействие природных сил в человеческом организме, и в этом смысле уместны, справедливы и эффективны сегодня, как и тысячи лет назад.
В основе лежат весьма отвлеченные, с точки зрения европейца, теоретические модели: инь-ян (единство и борьба противоположностей), у-син (пять стихий), цзин-ло (взаимосвязь) и другие. Привнесение философских концепций в медицину определяющим образом повлияло на все ее дальнейшее развитие. Главным результатом стало то, что традиционная китайская медицина (ТКМ) рассматривает тело, ум и душу в единстве и взаимосвязи.
Первое из пяти классических Правил лечения гласит: лечить нужно человека, а не болезнь. Согласно остальным правилам, нужно выявлять истинную причину болезни, различая существенное и несущественное, а значит, одинаковое недомогание у разных людей лечить разными средствами. Причем начинать работу с пациентом предписывается до того, как он почувствует себя больным.
Все лечение подразделяется на три направления или этапа: снятие симптомов болезни, поиск истинной причины заболевания и устранение предрасположенности больного к тем или иным заболеваниям.
В арсенале ТКМ - пять основных методов воздействия на организм: акупунктура и прижигания, лекарственная терапия, мануальная терапия (массаж Туина), дыхательная гимнастика Ци гун, а также учение о питании.
Китайский врач тщательно изучает индивидуальные особенности больного. Расспрос, осмотр, ощупывание и даже обнюхивание могут продолжаться очень долго. После того, как поставлен диагноз, врач иногда дает лишь ряд простых рекомендаций по диете, поведению в определенных ситуациях, приему натуральных продуктов и трав. Однако, поскольку эти рекомендации подобраны специально для каждого больного, то их выполнение порой не только излечивает болезнь, но и приводит к общему оздоровлению тела и души пациента.
Путь через века
Если задаться целью проследить истоки китайской медицины, то отыщутся они, пожалуй, в Каменном веке. Именно так датируются самые древние каменные иглы для акупунктуры, обнаруженные при археологических раскопках. Между 500 и 300 гг. до нашей эры был написан первый китайский труд по медицине "Хуан Ти Нэй Цзин". В нем уже был теоретически осмыслен и обобщен традиционный подход к заболеваниям и их лечению. Во времена династии Хань врач Чжан Чжун Цзин обосновал лечение на основе распознавания характерных синдромов, а также создал классический труд "Сян Хань Лунь", посвященный простудным заболеваниям. Способы лечения инфекционных заболеваний были открыты в конце правления династии Мин. Во втором веке н.э. великий врач Хуа То, которого еще и теперь почитают как "бога хирургии", первым применил оперативное вмешательство при лечении различных заболеваний и использовал при операциях наркотическую смесь трав. В 1596 году врач Ли Ши Чжен написал книгу по лечению болезней травами, минералами и другими природными средствами "Бен Цяо Ганг Му". В ней описано 1892 вида лекарств, приведено изображение 1160 лечебных трав и дано 11 тысяч рецептов для лечения.
В течение столетий создавались учения о взаимосвязи различных органов и тканей, о значении симптомов, о диагностике недугов и методах восстановления равновесия в организме.
Однако, самому термину "традиционная китайская медицина" всего около полувека. Мао Цзедун, придя к власти в 1949 году, сначала объявил традиционную медицину феодальной и реакционной, и около девяти тысяч молодых китайских врачей отправились получать западное медицинское образование. А через несколько лет древнюю медицину - которая, собственно, с тех пор и стала официально называться ТКМ - вновь провозгласили национальным достоянием. Открылись и год за годом набирали силу мощные специализированные институты. Кропотливо исследовались десятки тысяч рецептов, на основе которых в соответствии с международными требованиями качества и безопасности создавались новые эффективные препараты.
Современная китайская медицина представляет собой органичное сочетание обоих направлений - западной медицинской науки и ТКМ, тем самым совершенствуя свои знания и практические возможности. Китайские врачи активно использует древние методы лечения в лечении и профилактике многих заболеваний.
Запад и восток: противостояние или синтез?
Если западная медицина пытается побороть болезнь воздействием извне, то китайская традиция стремится стимулировать внутренние силы оздоровления, присущие каждому человеку. При этом большое внимание уделяется тому, чтобы усилия врача и пациента составляли единую цельную систему.
Принцип цельности лежит в основе подхода китайского врача к любому пациенту, чем бы тот не был болен в конкретный момент времени. Эта особенность китайской медицины выгодно отличает её от практики современной западной фармацевтики, когда лечение конкретного органа нередко дает различные побочные эффекты или снижает иммунитет организма в целом (что отражено в известной поговорке нового времени - "одно лечим, другое калечим"). Там, где сложные процедуры современной медицины не оказывают эффекта, нередко помогают простые и естественные средства. Китайская медицина не применяет дорогостоящей аппаратуры и сильнодействующих синтетических препаратов, поэтому она особенно эффективна при длительно протекающих хронических заболеваниях, когда важно восстановить нормальную работу ослабленных или поврежденных органов. В тех же случаях, когда жизненно важно немедленное и радикальное воздействие на организм, необходимо обращение к современной медицинской практике. Таким образом, западная и восточная медицинские традиции не должны рассматриваться как "конкурирующие фирмы". Скорее, они могут замечательно дополнять одна другую, развиваясь и взаимодействуя, чтобы сохранить здоровье миллионам людей.
Часто употребляемые термины и понятия традиционной китайской медицины
Энергия "ци" (функциональное начало)
"Инь" и "ян"
В соответствии с древнейшей философской концепцией, используемой в ТКМ, это два противоположных фундаментальных принципа, охватывающие все явления окружающего нас мира (включая человека и природу). Организм человека представляет собой единое целое, в котором "ян" (активное, позитивное, определимое, мужское, день) и "инь" (пассивное, негативное, смутное, женское, ночь) дополняют друг друга. Китайские медики считают, что верхняя часть тела человека относится к "ян", а нижняя к "инь", поверхность тела к "ян", внутренности к "инь", полые органы (желчный пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь) - к "ян", полные (печень, селезёнка, сердце, лёгкие, почки) относятся к "инь". Организм функционирует нормально, если "инь" находится в состоянии покоя, а "ян" имеется в достаточном количестве. Возникновение каждого заболевания основано на неуравновешенности "инь" и "ян": если возникает избыток одного, то проявляется недостаток другого, поэтому все заболевания могут быть рассмотрены в качестве инь- или ян-синдрома. При преобладании "инь" возникает холод, при преобладании "ян" - жар.
Телесные соки (флюиды тела)
Так в китайской медицине называются все нормальные жидкости человеческого организма, выделяемые различными органами секреции, как то: слюна, слёзы, пот и т. д.
Меридианы (каналы)
Они расположены по всему телу и являются путями прохождения "ци", крови и соков организма. За счёт соединительных функций меридианов, внутренние органы соединяются с внешними отверстиями тела, с кожей, волосами, сухожилиями, мышцами и костями, образуя единое целое человеческого организма. Используя понятия западной медицины, можно говорить, что система меридианов включает в себя функции кровеностной, лимфатической, периферической и вегетативной нервной систем.
6 патогенных факторов
"Влажность" ("сырость")
"Сухость"
Наносит ущерб сокам организма, характеризуется сухостью слизистой носа, запёкшимися губами, сухим кашлем, запорами и т. п.; внешняя сухость чаще всего проникает в организм через нос и рот, внутренняя сухость возникает преимущественно за счёт уменьшения флюидов (соков) организма и крови.
"Огонь"
Часто используется как синоним жара.
Огонь, как правило, исходит из тела, если связанное с ним заболевание вызвано внешним воздействием ветра, холода, летней жары, влажности, сухости. Так, к примеру огонь печени, желчного пузыря и сердца может возникнуть в результате психического возбуждения.
Состояние при болезни, связанной с огнём, характеризуется пылающим лицом, местными острыми воспалительными процессами и др.
"Токсический огонь" - чрезмерный токсический жар, часто сопровождающийся лихорадкой и жаждой, появление фурункулов, язв и других гнойных образований.
"Холод"
"Внешний холод", вызванный внешним воздействием, характеризуюется такими симптомами, как озноб, головная боль, ухудшение общего самочувствия, недостаточное потоотделение, напряжённый пульс.
"Внутренний холод"
"Ветер"
2) Синдром, характеризующийся головокружением, потерей сознания, конвульсиями, онемением, дрожанием конечностей и др.
"Внутренний ветер" ("ветер печени")
"Летняя жара"
Воздействие данного климатического фактора выражается в следующих симптомах: лихорадочные состояния, головная боль, жажда, сухость во рту, повышенное потоотделение, одышка, ускоренный пульс, чувство беспокойства.
menu
МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Древнейшее рабовладельческое государство Китай сформировалось в середине 2 тысячелетия до н.э. Эта яркая и самобытная страна подарила миру немало полезных открытий. Среди них - шелк и фарфор, бумага и тушь для письма, компас и порох. Высокого уровня развития в Древнем Китае достигли математика, астрономия и исчисление времени - именно ученые этой удивительной страны составили карту звездного неба и календарь. Тогда же зародилась сначала рисуночная письменность, а затем и иероглифы. Тексты записывались на бамбуковых дощечках, бронзовых сосудах, черепашьих панцирях, позднее - на шелке и бумаге, которая была изобретена в Китае в 1 веке до н.э.
Китайская традиционная медицина также уходит своими корнями в глубокое прошлое. Ее теоретические положения успешно выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются уже в течение трех тысячелетий. Все это время китайская медицина впитывала огромный эмпирический опыт народа и развивалась на основе самобытной китайской философии.
Надо сказать, что знания о строении человеческого тела начали накапливаться в Китае с глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших, что было связано с утверждением в стране конфуцианства в качестве официальной религии. Китайцы, как и другие древние народы, уподобляли человеческий организм миру в миниатюре, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Древние китайские философы полагали, что существует единая изначальная материя, которая порождает две противоположные по своим свойствам субстанции - активное (мужское) начало "ян" и пассивное (женское) начало "инь". В результате их взаимодействия и борьбы возникли "5 первостихий": вода, огонь, дерево, металл и земля, из которых и
Эти воззрения древних китайских философов и составили теоретическую основу традиционной китайской медицины.
Врачи Древнего Китая оставили после себя богатейшее наследие, которое явилось основой для дальнейшего развития медицины.
Исторические хроники сохранили до наших дней имя легендарного китайского врачевателя и ученого Цинь Юэжэня, жившего примерно в 5 веке до н.э. и известного под псевдонимом Бянь Цио, что означает “Маленькая сорока”.
Бянь Цио обладал великолепными диагностическими способностями. Это искусство в Древнем Китае основывалось на разнообразных методах обследования больного: подробном опросе, определении его общего состояния и настроения, осмотре кожи, глаз, слизистых и языка, выслушивании звуков, возникающих в организме, определении его запахов и давлении на активные точки. Считается, что все эти методы были введены в практику китайских врачевателей именно Бянь Цио, и ему же принадлежит способ распознавания болезней на основе исследования частоты пульса. Его считают автором следующего высказывания: "распознание болезни по внешнему виду - это искра божия, выслушиванием - необыкновенное мастерство, с помощью вопросов - ловкость, а по исследованию пульса - искусство "
Одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая является представление о круговом движении крови. О нем говорится в самом древнем из
дошедших до нас медицинском трактате "Нэй цзин" ("Трактат о Внутреннем'), записанном в 3 веке до н.э.: "Сосуды сообщаются между собой по кругу В нем нет начала инет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью... Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обуславливает круговорот крови и "пневмы"... Посмотришь вперед, оглянешься назад - все идет от пульса... Пульс - это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа..."
Врачи древнего Китая пришли к этим выводам путем длительных наблюдений, эмпирическим путем, задолго до того, как в Европе в 1628 году В. Гарвей сформулировал научно обоснованную теорию кровообращения. Обследуя больного, они изучали пульс не менее, чем в 9 точках и различали 28 видов пульса. Из них основными считались 10: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный и постепенный.
Эмпирически врачи пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеет свое выражение на периферии, т.е. по изменению пульса в нескольких точках можно определить, какой болезнью страдает человек.
Метод пульсовой диагностики, который благодаря Бянь Цио прочно вошел в практику врачевания, постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое стало вершиной диагностики в Древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в 10-томном “Трактате о пульсе”, относящемся к 3 веку до н.э. и написанным известным китайским врачом Ван Шухэ.
Другой характерной особенностью древней китайской медицины является чжень-дзю терапия, что означает иглоукалывание и прижигание. Метод иглоукалывания (акупунктуры) зародился в глубокой древности, когда было замечено, что уколы, порезы и ранения в некоторых точках человеческого тела приводят к исцелению от многих болезней.
Одно из древних китайских преданий рассказывает о том, что некогда один человек страдал сильными головными болями и ни одно лекарство не приносило ему облегчения. Так продолжалось до тех пор, пока этот человек не поранил до крови ногу, наступив на острый камень. После этого его головные боли бесследно прошли, и с тех пор этот недуг стали лечить при помощи ран на ногах, наносимых острыми камнями. Позднее, исследуя этот феномен, китайские врачи убедились, что накалыванием можно успешно лечить и многие другие заболевания. Так они пришли к выводу о существовании “жизненных точек”, стимуляция которых способна регулировать основные жизненные процессы в организме и восстанавливать нарушенное равновесие “инь - ян”, в результате чего болезнь исчезает.
Согласно науке об иглолечении, на теле человека насчитывается более 600 таких точек, в которых, в зависимости от вида болезней и места болевых ощущений, должно производиться накалывание.
Первый специальный трактат по иглоукалыванию назывался "Классический канон по иглотерапии и прижиганию"и был составлен в 265 году. Этот труд
был известен за пределами Китая уже в 5 веке и вплоть до 11 века оставался главным источником знаний в этой области. Он был иллюстрирован рисунками и моделями человеческого тела с нанесенными на них точками для уколов.
Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (как у иглы шприца), по которому, как полагали, движется начало “ян”. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния, но из кости, бамбука, а позднее и из металлов (бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали). В трактате описаны 9 разновидностей игл, которые применялись для лечения различных заболеваний.
Метод иглотерапии издавна применялся в сочетании с массажем и прижиганием, т.е. тепловым воздействием на “жизненные точки”. Лечебный эффект достигался прикладыванием особой пакли или тлеющих сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений, чаще всего полыни.
Искусство чжень-цзю передавалось в древнем Китае от учителя к ученику. Первым государственным заведением, где обучали традиционной медицине, была основанная в средние века Императорская медицинская школа. В ней было 20 учеников, 1 преподаватель, его помощник и 10 инструкторов. При школе работало 20 мастеров, изготавливавших иглы.
Большое значение для преподавания имело создание двух бронзовых фигур, которые были отлиты в полный человеческий рост. На поверхности фигур были обозначены все точки и их названия. Каждой точке соответствовал глубокий канал для введения иглы. Снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась подкрашенной водой. Если ученик вводил иглу правильно, на поверхности фигуры появлялась вода.
Исторические хроники рассказывают о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цио и его ученики, применяя акупунктуру, прижигание и массаж.
В середине 1 тысячелетия н.э. метод чжень-цзю вышел за пределы Китая и стал распространяться сначала в различных государствах Азии, затем в Европе и Америке.
В России первое сообщение об иглоукалывании было сделано в 1828 году, а изучение и практическое применение этого метода началось с 1956 г. В 1980 г. ВОЗ было принято решение о признании иглоукалывания научно обоснованным методом и рекомендовано применять его в практике лечения различных заболеваний. Сегодня этот метод успешно используется в различных клиниках нашей страны.
Большого совершенства в Древнем Китае достигло также лекарственное врачевание. В основном это были средства растительного, реже - животного и минерального происхождения. В мировую практику из китайской медицины вошли
многие лекарственные средства - женьшень, китайский лимонник, камфора, чай, ревень, смола, перец, чеснок, индийская конопля и др.
Известно, что в 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея. Она состояла из 7 томов, в которых было дано описание 730 видов лекарственных растений, а учреждения, которые мы привыкли называть аптеками, в Древнем Китае уже были широко распространены.
Бянь Цио обладал уникальным даром предвидения исхода болезни. На основе многолетних практических наблюдений он выработал свою собственную теорию, в соответствии с которой различал шесть причин, которые препятствуют лечению и которые, если их своевременно не устранить, могут привести к плохому исходу. К таким причинам он относил:
• неправильный образ жизни
• погоню за деньгами
• неправильное питание и одежду
• слабость, делающую невозможным принятие лекарств
• пользование услугами жрецов в то время, когда необходима помощь врача.
Известно, что Бянь Цио, будучи легендарным врачом, обладателем большого практического опыта и разнообразных знаний, в повседневной жизни был очень скромным и непритязательным человеком. Большую часть своей жизни он провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от их недугов; за это он пользовался всеобщим уважением и признанием. Однако, по преданию, его жизнь закончилась трагически - он погиб от руки наемного убийцы.
Бянь Цио был непревзойденным мастером своей профессии. В Китае его имя пользуется огромным почетом, а в родной провинции в честь этого великого врача возведен храм.
Однако далеко не все китайские врачи были так бескорыстны, как Бянь Цио. Вот что пишут историки : "Многие врачи в Китае не станут исследовать
больного, не получив вперед денег... День китайского врача начинается приемом больных у себя, а затем с 10 часов утра он отправляется на носилках с визитами к больным, которые на воротах своего дома выставляют карточку своего доктора, чтобы он скорее нашел их. Во время визита доктору подают чай и трубку табаку Он же исследует больного, если мужчина, то прямо лицом к лицу, а между врачом и женщиной устанавливается экран из бамбука.
Если больной знатный, то распознавание, предсказание и лечение пишутся на бумаге, что оплачивается особо, а у всех прочих только делаются словесные наставления.
Носильщики оплачиваются особо. Доктор не делает второго визита, если о том не просят. Если выздоровление не наступает тотчас, приглашают другого врача и так далее до тех пор, пока не истощится терпение, а тогда уже обращаются к божеству. "
Одной из характерных особенностей китайской медицины было ее профилактическое направление. Настоящим врачом китайцы считали не того, кто лечит заболевшего, а того, кто предупреждает заболевание. Для этого в Древнем Китае использовался массаж, лечебная и дыхательная гимнастика.