Фото Би-би-си
В 1947 году немецкий невролог Жоакин Бодамер (Joachim Bodamer) описал случай солдата, который после ранения в голову осколком снаряда советской артиллерией потерял способность узнавать лица родных, друзей и своё собственное. Это состояние специалист назвал прозопагнозией — расстройством восприятия, при котором человек перестаёт узнавать лица, хотя способен узнавать предметы.
Недуг проявляется после травмы головы или передаётся по наследству, а каждый человек страдает разными типами ухудшений. Но всех заболевших объединяет то, что им становится гораздо сложнее в социуме. Лишившись способности запоминать лица, при появлении человека они каждый раз вынуждены думать, как следует себя повести с незнакомцем: поприветствовать, улыбнуться, заговорить или пройти мимо.
В тяжёлой форме расстройство лишает возможности узнать лица не только знакомых, но и родителей или детейС тех пор прошло 19 лет, и Миддлтон давно привыкла, что легко может запутаться в лицах главных героев фильмов или сериалов. Когда к женщине приходят гости, то её главная задача — не удивляться, когда с ней здоровается незнакомец. Даже если на деле это родственник. Чтобы этого избежать, она научилась отличать людей по голосу, привычкам и одежде. «Люди, которых я должна знать, решили, что я высокомерна или недружелюбна к ним. Правда в том, что я их не узнавала», — делится она.
Рут Миддлтон Фото The Yorkshire Post
Миддлтон — одна из немногих, кто приобрёл прозопагнозию после тяжёлой травмы, а не с рождением. Во втором случае расстройство постепенно набирает обороты, поэтому многие узнают о проблеме лишь к середине жизни, уже заведя семью и построив карьеру. С прозопагнозией сталкивается главный герой книги «Человек, который спутал свою жену со шляпой», узнававший супругу только по голосу. А порой расстройство называют «синдромом Шалтая-Болтая» — в «Алисе в Зазеркалье» он прощается с Алисой, говоря, что при следующей встрече уже не узнает её.
Человек с прозопагнозией забывает лицо близких друзей и родных, поэтому легко может проигнорировать их на улице или удивиться их появлению у себя дома. Порой с этим сталкиваются и родители, забывая, как выглядят их дети. Британка Бу Джеймс (Boo James) не знала о своём состоянии до 40 лет, списывая неспособность запомнить лица на свою застенчивость. Она заподозрила у себя расстройство после того, как случайно услышала о нём в новостях.
Интервью с Бу Джеймс
В 2019 году, спустя 11 лет после диагноза, состояние Джеймс только ухудшилось. Когда она просматривала семейные фотографии на компьютере, то не узнала саму себя на одном из кадров. В борьбе с болезнью женщине помогает муж Деви. Он подсказывает ей, в каких отношениях она находится с собеседником, и помогает жене не терять нить сюжета в фильмах, напоминая, кто есть кто среди героев. «Иногда мы выключаем кино, потому что становится слишком сложно уследить за сюжетом», — говорит Джеймс.
Описать ощущения от жизни с прозопагнозией несколько сложно. Человек как бы видит не всё лицо, а его отдельные части. Мозг не способен соединить и удержать их в сознании, чтобы образовать цельный облик. Поэтому лучший способ запомнить человека — подметить его причёску, аксессуары, голос, фигуру или одежду. Этот способ не универсален, так как люди часто меняют облик, переодеваясь или пробуя новую стрижку.
Джеймс — одна из первых, кто в начале 2019 года согласилась поучаствовать в новом исследовании британского университета Свонси. Эта программа посвящена изучению тонкостей процесса узнавания лиц и помощи людям с прозопагнозией. Проект ставит в том числе задачу рассказать об этом расстройстве как можно большему числу людей.
Расстройство вынуждает отказаться от социума, но этот эффект можно смягчить через терапию или психологические уловкиОдин из самых распространённых тестов на прозопагнозию доступен на сайте исследовательского учреждения Биркбек в Лондонском университете. Испытуемому показывают фотографии человека или нескольких людей, после чего просят найти знакомое лицо среди других кадров. При внимательном прохождении для обычного человека это довольно простой тест.
Всё благодаря веретенообразной извилине, которая расположена в затылочно-височной части, которая отвечает за распознавание лиц. Именно она ещё в утробе матери учит, что два глаза над носом и ртом формируют лицо. По этой же причине люди видят лица в электрических розетках или на передней части автомобилей. Механизм распознавания развивается по мере социализации человека и изучения лиц вокруг. Поэтому те, кто в основном общается с людьми из своей расовой группы, порой считают, что многие представители другой группы выглядят одинаково.
По этой же причине от прозопагнозии часто страдают те, кто родился незрячим и получил возможность видеть уже взрослым. Иногда это расстройство встречается у людей с другим отклонением — стереослеплением (Stereoblindness). Это неспособность видеть объекты в 3D с помощью стереопсиса, из-за чего мир выглядит слегка «плоским». Так это состояние описала американская журналистка Сэди Дингфельдер (Sadie Dingfelder), которая обнаружила прозопагнозию и у себя.
Сэди Дингфельдер Фото из её личного архива
Хотя это расстройство активно исследуют, лекарства от него не существует. Некоторые пациенты начинали гораздо лучше различать лица своей расы после приёма гормона окситоцина, но им становилось сложнее различать людей другой расы. Пока же наиболее эффективный, хоть и не менее пагубный, рецепт жизни с болезнью — отказ от социума.
Люди, избравшие этот путь, редко выходят на улицу, а если такое случается, то они смотрят себе под ноги, чтобы не столкнуться со знакомым человеком, внешность которого они не помнят. Дингфельдер, сама того не подозревая, жила в таком состоянии до 19 лет. Она не могла заводить длительные дружеские отношения, потому что невольно игнорировала друзей, создавая впечатление, что ей с ними неинтересно.
Есть некоторые доказательства, что лица служат папкой с файлами мозга для всей остальной информации, которую мы собираем о людях: когда, где и как вы познакомились, их любимые музыкальные группы, имя их последнего партнёра и причина их расставания. Поскольку мой мозг не может создать хорошую папку с файлами, эти детали часто теряются. Некоторые люди с прозопагнозией могут связать биографические детали с голосами людей, но для меня неспособность увидеть лицо означает, что отчасти я не могу видеть и самих людей.
Сэди Дингфельдер
журналистка
Поведение Дингфельдер изменилось после совета её отца: «Все просто хотят говорить о самих себе. Задавай много вопросов, и люди примут тебя за самого поразительного человека на Земле». Именно этой тактике она придерживалась в колледже, благодаря чему вскоре она завела много друзей. Помогало и то, что она хранила фотографии друзей и однокурсников с их именами на оборотной стороне и периодически просматривала, запоминая черты лица.
«Если кто-то смотрел в мою сторону, я улыбалась. Если они отвечали тем же, я подходила и заводила разговор», — вспоминает она. В результате девушку выбрали президентом дома (так в колледже Смита в Массачусетсе называют общежития).
Программа продолжалась больше 10 недель, но Дингфельдер ощутила эффект лишь под конец исследования. «Я не заметила большую разницу, но если я кого-то узнаю, то теперь гораздо больше уверена, что это именно этот человек», — говорит женщина. Как позже сообщили специалисты, она страдает одной из самых тяжёлых степеней прозопагнозией: развитие её веретенообразной извилины находится на уровне 12-летнего ребёнка, а способность к распознаванию лиц как у среднестатистической макаки.
В июле 2019 года Дингфельдер исполнилось 40 лет. Благодаря тестам она стала лучше отличать лица, но эффект постепенно пропадает. Несмотря на неудобства, она не планирует дальше ходить на терапию.
Я лучше потрачу время на вещи, которые мне нравятся, вроде игры на скрипке или изучению птиц. Я люблю сидеть в парке возле своей квартиры, смотреть, как эти прекрасные создания живут своим днём. Узнавая их, я чувствую восторг.
Сэди Дингфельдер
журналистка
Должен признаться, что я сам с первого раза не всегда запоминаю лица людей и их имена. Особенно мне трудно узнать малознакомого человека, когда он или она надевает головной убор или меняет прическу. В студенческие годы, находясь в очереди в кассу кинотеатра, я не узнал заведующего кафедрой клинической терапии. Он был в зимней шапке. Он первым поздоровался со мной. Мне было очень неловко. До сих пор помню со смущением.
К экзаменам я приходил отлично подготовленным. Знаете, каким образом? Я собирал вокруг себя слабо успевающих, читал им вслух текст и разъяснял суть дела. Я еще шутил: «Десять раз вам объясняю, на одиннадцатый раз сам начинаю понимать, а до вас не доходит». Меня просили составить еще шпаргалку.
Занимались упорно. Даже ночью во сне в голове прокручивался текст. Я знал, что слабым звеном у меня была утомляемость, плохая сосредоточенность и слабая механическая память. Поскольку с интеллектом у меня было все в порядке, то я примирился с особенностями своей памяти.
Иногда возникают трудности с воспроизведением, с извлечением чего-либо из памяти. Знаете, в чем преимущество сдачи экзаменов по тестам? Если человек действительно что-то хорошо знает, то его на мякине не проведешь. И еще у меня нервозный почерк.
Прежде, печатая на пишущей машинке, даже допуская описки, я чувствовал удовлетворение. Ну, а теперь, когда печатаешь текст на компьютере, то получаешь полное удовольствие. Некоторые люди старшего поколения пишут только вручную пером (ну, авторучкой). Они не любят ни пишущих машинок, ни компьютеров.
Далее. Зная особенности своей памяти, подчас трудности извлечения из нее, я заранее цементирую то или иное словесное понятие. Например, иногда не могу вспомнить имя того или иного деятеля, артиста, знакомого человека и т.д. Приходит на память придуманная заранее ассоциация. Например, Иннокентия (Кешу) Смоктуновского я ассоциировал со «смогом», хотя он личность светлая.
Основные компоненты памяти – это а) восприятие, впечатление, импрессия; б) ассоциация; в) воспроизведение, извлечение из памяти. Надо еще иметь в виду, что память бывает кратковременной и долговременной. Кратковременная память – это память фиксационная. Она просто фиксирует событие. Хотите запомнить, - хорошо, не хотите, - не надо.
Мы, в основном, когда это не является жизненной необходимостью, надеемся на «авось». Если это важно, событие фиксируется и в кратковременной , и в долговременной памяти. Продолжаем тему. Имеет смысл послушать Фрэда Беттджера, автора книги «Вчера неудачник - сегодня преуспевающий коммерсант».
Мне нравится его образный язык. Это школа Дейла Карнеги. Он не открывает Америку. Но новизна в том, что рекомендуется делать акцент на необходимости сразу же многократно повторять, закреплять только что полученную, субъективно значимую информацию. Именно этому учат эксперты: а) впечатление (импрессия); б) повторение; в) ассоциация.
1.Впечатление (импрессия)
Психологи утверждают, что большинство трудностей с нашей памятью вовсе не являются трудностями памяти; это - недостаточное наблюдение(я бы добавил,- недостаточная фиксация внимания на деталях!)
. Казалось бы, говорит Беттджер, я внимательно рассмотрел лицо человека, но при этом совершенно забывал его имя. То ли я не слышал, когда нас представляли друг другу, то ли не запомнил имени. Догадайтесь, что я в таких случаях делал? Правильно. Ничего! Я пропускал его, как будто это имя для меня ничего не значило. Но если другой человек не обращал внимание на мое имя, я обижался.
Если же он по-настоящему интересовался моим именем и проверял, правильно ли расслышал, то это мне всегда нравилось. Это первое правило оказало на меня такое сильное впечатление, что я стал понимать, какая непростительная невежливость с моей стороны слушать невнимательно и не закреплять в памяти имя.
Если вы не расслышали имя, то совершенно естественно спросить: "Вам не трудно будет повторить свое имя?" Разве другой человек будет обижен вашим искренним интересом к его имени? Не слышал ничего подобного. Так что первое, что помогло мне запоминать имена и лица, это забыть про себя и целиком сосредоточиться на другом человеке, его лице и имени. Это помогло мне побороть застенчивость во время знакомства.
Говорят, что глаз как бы делает мысленную фотографию того, что мы видим и наблюдаем. Это нетрудно доказать, потому что вы можете закрыть глаза и вспомнить лицо незнакомого человека так же четко, как будто смотрите на его фотографию. То же самое можно делать и с именем / подчеркнуто мною.- Б.К./. Я был поражен, с какой легкостью я стал запоминать имена и лица, когда по-настоящему попытался вглядеться в лицо человека и получить четкое, яркое впечатление о его имени.
2. Повторение (репетиция).
Вы когда-нибудь забывали имя незнакомого человека через десять секунд после знакомства? Я забывал и до сих пор забываю, если быстро не повторю его несколько раз, пока оно еще свежо в памяти. Мы можем повторить его имя тут же: "Здравствуйте, мистер Масгрейв!" Затем, во время разговора большим подспорьем для меня является повторение его имени под любым предлогом: "Вы родились в Де-Мойне, мистер Масгрейв?"
Когда вас представляют нескольким лицам,- это всегда трудно. Далее. Друг Беттджера дал ему такой совет: "Встречаясь с группами людей, постарайтесь узнать у них три или четыре имени одновременно и потратьте несколько мгновений, прежде чем перейти к другой группе. Попытайтесь составить предложение из этих имен, чтобы закрепить их в уме. Пример: на прошлой неделе за обедом, где я насчитал около пятидесяти мужчин и женщин, тамада представлял гостей, сидящих за столом. Названы были следующие имена: Кастл (замок)…. Каммерер (камера)… Оуэнс (владеть)…. Гудвин (добрая победа)…..Кайзер. Из этой "солянки" я сделал фразу: "Кайзер владел замком. Камера запечатлела внушительную победу". Это очень эффектно: образы надолго сохраняются в памяти.
Повторите на следующее утро, на следующий день, потом через неделю. Уверен, что вы запомните что угодно, если только будете повторять достаточно часто и с перерывами.
3. Ассоциация.
Самым важным фактором, позволяющим надолго запомнить информацию и, главное, извлечь ее из памяти, является ассоциация. Об этом уже говорилось выше. Целесообразно также помочь людям вспомнить ваше имя. Когда сам Беттджер кому-либо представлялся, он говорил: "Поизносится как "Бет-ча-лайф. Обычно это вызывает улыбку и незнакомец говорит: "Вы - "голова с плеч"? Когда Беттджер звонит по телефону и называет свое имя, то секретарша легко узнает его: "Ах, да, мистер "голова с плеч"!
Очень часто человек сам готов помочь вам запомнить его имя, если вы откровенно попросите об этом. Одно имя, С.П. Клинкскейлс, заставило меня попотеть. Разговор во время нашего знакомства проиллюстрирует, как человек облегчил мне запоминание. Беттджер. Вам не трудно будет повторить ваше имя? Незнакомец повторяет свое имя, но мне слышится что-то вроде "Кликатуз". Спрашиваю: "А нет ли какого- нибудь способа, чтобы легко запомнить? Был ли он обижен? Нисколько.
Улыбаясь, он сказал: "Просто представьте себе, что меня сажают в тюрьму с большущими весами в руках…. Клинк - скейлс! Глупо? Конечно! В этом-то и весь смак. Он нарисовал картинку в динамике. Я уже никогда не смогу забыть ни его, ни его имя Клинк-скейлс! Если имя, ну, просто невозможно запомнить, я спрашиваю про его историю. Существует множество приемов создавать соответствующие ассоциации. На худой конец можно по свежим следам записать нужное имя на бумаге.
Подытоживая сказанное, Беттджер рекомендует следовать этим правилам: 1.Впечатление. Составьте четкое представление об имени и лице человека. 2.Повторение. Повторяйте имя человека с короткими перерывами непосредственно во время беседы. 3. Ассоциация. Свяжите это с динамичной картинкой; если возможно, включите в нее профессию.
Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» говорит, что для человека нет ничего слаще, когда к нему обращаются по имени.
Послесловие. Если хотите встретиться со мною лично, войдите в сайт В 17 "Психологи Геленджика".
Крайцеров Борис Владимирович