Некоторых людей при одном слове «самолет» охватывает страх.
Они безумно боятся перелетов и всеми силами пытаются их избегать. А если это не удается — весь полет трясутся в кресле или борются с паническими атаками. Это признаки аэрофобии. Рассказываем о том, что это такое, в новом выпуске путеводителя по психике.
Что такое аэрофобия
Аэрофобия, или авиафобия, — сильный страх перед перелетом на самолете. Он может возникать даже от самой мысли о предстоящем путешествии по воздуху. Нередко аэрофобия приводит к полному отказу от перелетов.
Официально аэрофобия отнесена к специфическим фобиям — сильным страхам перед какой-то определенной ситуацией, явлением, предметом или существом. Они считаются разновидностями тревожного расстройства личности.
Основные проявления аэрофобии можно разделить на три группы по источнику предполагаемой опасности.
Внешние опасности: отказ двигателя, попадание птицы в двигатель, попадание самолета в грозу, неадекватность пилота, который намеренно уничтожит самолет.
Внутренние опасности: опасения по поводу физического или психического состояния организма, который может якобы не выдержать полета.
вероятность оказаться в замкнутом пространстве с неадекватными или зараженными опасными болезнями пассажирами; боязнь быть осмеянным, если окружающие заметят чрезмерное волнение из-за предстоящего полета.
Причины аэрофобии
Механизмы, лежащие в основе аэрофобии, сложны и изучены недостаточно хорошо. Но можно выделить несколько возможных причин ее возникновения:
Психические расстройства. Исследования показывают, что почти у 60% пациентов с аэрофобией отмечаются симптомы других расстройств и фобий. В частности, тревожных расстройств, акрофобии — страха высоты, клаустрофобии, социофобии или агорафобии. Это позволяет специалистам предположить, что по крайней мере у этой группы пациентов аэрофобия может быть следствием и одним из симптомов этих состояний, а не отдельным расстройством.
Сильное внутреннее напряжение или конфликт. Если по какой-то сторонней причине во время полета человек будет переживать сильный стресс, например серьезно беспокоиться из-за работы, — у него могут возникнуть неприятные симптомы. Такие, как легкое головокружение, небольшая одышка, ускоренное сердцебиение.
Узнайте как можно больше фактов об авиаперелетах. И профессиональное, и самостоятельное лечение аэрофобии всегда начинается с изучения принципов работы самолета, того, как проходит полет, что означают различные звуки, возникающие во время него, почему возникает турбулентность.
В частности, каждый человек, испытывающий сильную тревогу перед полетами на самолетах, должен знать следующие факты:
• По данным Гарвардского университета, вероятность крушения самолета –– 1 к 1 200 000, а вероятность стать жертвой авиакатастрофы — 1 к 11 000 000. Шансы погибнуть в автокатастрофе –– 1 к 5000.
• Самолеты способны долетать до места назначения даже при отказе одного двигателя.
• Если в двигатель попадет птица, это никак не повредит самолету. Устойчивость к столкновению с птицами проходит проверку на этапе тестирования реактивных двигателей.
• Перед каждым вылетом самолет проходит техническую проверку.
• Каждая система самолетов гражданской авиации состоит из четырех подсистем: основной, вспомогательной, резервной и аварийной. При отказе основной системы в работу вступает вспомогательная, а потом, если будет нужно, и другие.
• Пилоты обучены безопасно сажать самолеты в условиях нулевой видимости.
• При перелете в условиях, способствующих обледенению, самолеты обрабатываются специальной антиобледенительной жидкостью.
• Каждый самолет гражданской авиации имеет систему предотвращения столкновений, которая сводит к минимуму риск врезаться в другой самолет.
• На борту каждого самолета есть радар, помогающий пилотам обходить зоны со сложными погодными условиями.
• Когда молния ударяет в самолет, она проходит сквозь него, не причиняя вреда ни людям, ни технике.
• Самолеты обязаны иметь на борту достаточно топлива, чтобы достичь пункта назначения, совершить уход на второй круг, долететь до самой дальней точки альтернативной посадки, провести в воздухе еще 30 минут и приземлиться с 10% лишнего топлива в баках.
• Почти каждый аэропорт коммерческих авиалиний оснащен современным рентгеновским сканером и сложным программным обеспечением, которые проверяют весь багаж на наличие взрывчатых веществ.
Проработайте иррациональные мысли, поддерживающие фобию. Этот процесс начинается с их принятия: надо научиться отслеживать такие мысли, но не осуждать себя за них.
Как заменить иррациональные мысли на рациональные
Иррациональные мысли | Рациональные мысли |
---|---|
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушению | Я не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю |
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержу | Я не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал |
Как заменить иррациональные мысли на рациональные
Иррациональные мысли | Рациональные мысли |
Стюардесса так мрачна, потому что самолет близок к крушению | Я не знаю, о чем думает этот человек. Чтение мыслей невозможно. Ее удрученное состояние может быть вызвано массой событий в ее личной жизни, о которых я ничего не знаю |
Если мы попадем в зону турбулентности, меня укачает. Будет тошнить, я этого не выдержу | Я не знаю, попадем ли мы в зону турбулентности и насколько сильной она будет. Но даже если мне станет нехорошо, в этом нет ничего страшного. Меня много раз укачивало на аттракционах, и я спокойно это переживал |
Освойте техники расслабления. Например, дыхательные практики, медитацию, прогрессивное мышечное расслабление по Джекобсону. Полезно иметь собственный набор из этих техник — тех, которые эффективны именно для вас.
Учиться применять их нужно заранее: в спокойной обстановке. В стрессовой ситуации с первого раза они, скорее всего, не дадут нужный результат.
Тщательно готовьтесь к полету. Для этого старайтесь придерживаться следующих правил:
• Приобретайте билеты на места в передней части самолета — там меньше ощущается турбулентность. К тому же такие места находятся ближе к пилоту, что успокаивает тревожных пассажиров.
• Расскажите о своих страхах попутчикам и бортпроводникам. Члены экипажей коммерческих рейсов обучены работе с людьми с аэрофобией. Они не будут осуждать и смеяться. А признание уберет необходимость скрывать волнение, и сразу станет легче.
• В день полета избегайте кофеина и алкоголя. Но если у вас есть успокоительные препараты, которые выписал врач, обязательно примите их в соответствии с его рекомендациями.
• Отвлекайтесь от мыслей о триггерах, запускающих тревогу. Не сосредотачивайте внимание на своих внутренних физических и психических ощущениях, не пытайтесь анализировать звуки двигателей и голос пилота. Вместо этого займите себя чем-то приятным: послушайте музыку, посмотрите фильм, почитайте. Или представьте отдых на море.
художник, член международного художественного фонда
«Моя профессия – художник, и несколько лет назад я полетела в Вену на встречу со своим заказчиком. Вероятно, повлияло волнение, но именно в тот единственный перелёт я испытала паническую атаку на огромной высоте».
Внезапно я осознала, что сижу в кресле в нескольких километрах от земли. Моё сердце стало менять ритм, и мне пришлось буквально уговаривать себя сделать вдох, а после – всенепременно не забыть сделать выдох. Помню, что у меня был тремор рук — наверное, это и называется «трястись от страха».
Вот что испытала в тот момент:
• ощущение ужаса и страх, что сейчас самолёт рухнет;
• учащённый сердечный ритм;
• мне стало трудно дышать, было ощущение, что мой мозг «забыл», как это нужно делать;
• я покрылась испариной;
• было ощущение тумана, я не вставала с кресла, но, думаю, если бы попыталась, то, скорее всего, мне было бы сложно держать равновесие;
• озноб.
Несмотря на переживания, деловая встреча прошла успешно, однако предстояла обратная дорога. Я боялась, что паническая атака повторится вновь, а способа с ней справиться не было.
К тому моменту я занималась йогой и, честно говоря, ещё в самолёте поняла, что никакие дыхательные практики/расслабление в моём случае не работают. Поэтому в голову пришла «шоковая терапия».
Поскольку никогда раньше ничего подобного не испытывала, то доверилась интуиции и, вспомнив прописную истину «клин клином выбивает», направилась в Венский парк развлечений Пратер.
Конечно, место было прекрасно само по себе, но я преследовала конкретную цель. В этом парке расположена на тот момент самая высокая в мире цепочная карусель «Башня Пратера». Туда-то и направилась: cмотрела, как местные пожилые дамы весело вспархивают в кресла и отправляются на высоту 117 метров.
Счастливые лица, румянец и искрящиеся радостью глаза – такими мне запомнились лица незнакомок. Выражение же моего лица вряд ли могло кого-то вдохновить. Тем не менее я собрала волю в кулак, купила билет и твёрдо решила уничтожить свой страх на корню.
Оказавшись на аттракционе, заново училась дышать, вновь ласково уговаривала себя не забывать последовательность вдоха и выдоха. Признаться честно, самый ужас испытываешь даже не от того, что болтаешься на такой огромной высоте, просто держась за цепочки по бокам от себя. Страх вселяют гул ветра, грохот бури, стоящий в ушах. Было ощущение, будто я нахожусь в центре гигантского торнадо.
Старалась сфокусироваться на своих безмятежных соседях, которые, казалось, искренне получали удовольствие от процесса. Решила буквально показать своему мозгу — что означает «сидеть на стуле на большой высоте», какие в действительности будут ощущения. Чтобы в дальнейшем мозг мог сделать рациональный выбор — стоит ли запускать паническую атаку или для этого нет достаточных оснований.
Каков итог? Панические атаки до сегодняшнего дня меня не посещали, чему я несказанно рада. Решусь ли я ещё раз побаловать себя «Башней ужаса»? Всё может быть!
Мнение врача
врач-психиатр, психотерапевт, сомнолог, преподаватель кафедры СЗГМУ имени И. И. Мечникова
«Описанные симптомы и переживания раньше назывались симпато-адреналовым кризом. Сейчас его называют панической атакой, сопровождающейся вегетативной симптоматикой (учащённое сердцебиение, дрожь, холодный пот, туманная голова со страхом катастрофы/смерти/сумасшествия (страх потери контроля)».
Часто именно момент нервно-психического ослабления (душный транспорт/метро/самолёт), где меньше всего контроля над внешним происходящим, запускает каскад реакций тревоги, достигающей паники.
Причина кроется вовсе не в самолёте и не в метро, это лишь капля, которая переполняет чашу. В основе лежит именно внутренний конфликт, переживания. То же самое с героиней этой истории: творческая личность отправилась на встречу с заказчиком и переволновалась.
В процессе психотерапии мы буквально раскладываем на возможные составляющие причины волнения:
• стремление провести всё идеально, а не просто хорошо — деструктивный перфекционизм;
• сомнения в своих компетенциях (с установками по типу «куда ты лезешь», а тут и синдром самозванца);
• переживания «а на кого я оставляю семью, а что и как мой партнёр?»;
• сомнения «а надо ли мне в Вену» (в случае с героиней).
Не решая рационально внутреннее волнение, при этом испытываются чувства волнения, переживания, сомнения. И тут работает закон сохранения энергии А. Эйнштейна:
Ничто не берётся из ниоткуда и не исчезает в никуда, а только лишь переходит из одного состояния в другое.
Если говорить о техниках самопомощи — действительно совладеющим поведением могут быть варианты «клин клином» — идти на страх. Боитесь высоты — идите на аттракционы, начиная с малого и со страховкой. Боитесь змей — значит, террариум с зооспециалистом, который всё покажет и расскажет. Но это работает только в случае страха — изолированной фобии.
А для работы с панической атакой, описанной девушкой, можно использовать другие инструменты самопомощи:
• Посчитать всё окружающее и назвать (предметы, людей), коснуться из них пять, понюхать три и лизнуть одно.
• Другой техникой является дыхание по квадрату на четыре (визуализация с дыхательной техникой, лучше всего диафрагмальной). Релаксация по Джекобсону тоже работает отлично в накатывающим чувстве тревоги до страха.
• Ключевое — переключение внимания с внутреннего (интрапсихического) на внешнее (экстрапсихическое). Даже поговорить на отвлечённую тему со знакомым (или попутчиком) — уже эффективно, чтобы паника не развернулась. В среднем надо 5-10 минут.
• Противотревожные препараты на биохимическом уровне блокируют гормоны стресса.
И помните: ещё никто и никогда не умирал от панических атак! Это функциональное состояние, в рамках ресурса человека. Да, качество жизни это портит, некоторые мои пациенты вообще отказывались летать или пользоваться общественным транспортам, ограничивая так свою жизнь.
Резюмируя: важно проработать с психотерапевтом причинно-следственные связи, что самолёт — только капля, а вот каскад реакций был запущен тем самым внутренним волнением до. Порешав на рациональном и чувственном уровнях внутренний конфликт, мы реконструируем нарушенные отношения личности, а вслед за этим симптомы не вернутся.
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?