Плохая память причины


Время от времени, рассеянность и проблемы с памятью возникают у каждого человека. Зачастую, происходит такое на фоне обыденной усталости или стресса, и неприятные симптомы после отдыха проходят. Однако нередко, ухудшение когнитивных функций приобретает постоянный характер.

Существует стереотип, что потерять память возможно только в пожилом возрасте или вследствие травмы головы. Но на самом деле существует ряд заболеваний, приводящих к подобным последствиям даже в юном возрасте . Также достаточно часто люди сами ухудшают здоровье, подвергая себя влиянию негативно сказывающихся на работе мозга факторов.

• Причины забывчивости

• Провоцирующие факторы

• Сопутствующие симптомы

• Что делать, если память ухудшается?

• Тренировка и упражнения

• К какому врачу обратиться?

• Лечение памяти

• Список использованной литературы

Причины забывчивости

С наступлением информационной эпохи, врачам нередко приходится сталкиваться с запросами от пациентов: «Все забываю плохая память в 30 лет, что делать с этим делать, как лечить?».

Универсального ответа в такой ситуации нет, и быть не может.

Если у человека очень резко и сильно ухудшилась память, то нужно срочно решать, что делать с проблемой и начинать лечение в профильном центре.

В таком случае есть шанс вернуть привычный уровень работоспособности мозга и повысить его .

Влиять на остроту памяти и на другие когнитивные функции способно множество заболеваний и неблагоприятных факторов.

Комплекс процедур NeuroHack дает возможность улучшить мнестические и когнитивные функции, вывести уровень мышления на новый рубеж.

Провоцирующие факторы

Распространенные факторы риска:

• Черепно-мозговые травмы. Для появления последствий удар даже не должен быть сильным. Вы можете не терять сознание, но после ощутите последствия.

• Инфекционные процессы, затрагивающие головной мозг. В таком случае когнитивные функции страдают очень сильно.

• Новообразования, злокачественные и доброкачественные опухоли. Узлы растут, давят на кору головного мозга, в том числе задевая участки, отвечающие за память.

• Последствия от использования общей анестезии. У отдельных пациентов ее воздействие на когнитивные функции сохраняется на месяцы.

• Патология сердечно-сосудистой системы. Болезни из этой категории нарушают нормальный кровоток, возникает острая или хроническая нехватка кислорода для тканей коры.

• Остеохондроз или травмы позвоночника. Из-за смещения и деформации позвонков в шейном отделе, пережимаются крупные кровеносные сосуды. Как следствие, начинается кислородное голодание, приводящее к гибели нейронов.

• Психические расстройства или сильный стресс, депрессия. Нервная система перестает справляться с нагрузкой, из-за чего страдают когнитивные функции.

• Авитаминоз, гиповитаминозы. Витамины не только напрямую стимулируют деятельность клеток мозга, но и защищают их от негативных воздействий. В роли коферментов, помогают усваиваться другим необходимым элементам.

• Хронический недостаток сна. Не получающий необходимого отдыха мозг, не может полноценно функционировать.

• Длительный прием лекарственных средств без контроля врача и внесения в терапию корригирующих изменений.

• Злоупотребление жирной пищей, напитками с кофеином и другими тонизирующими веществами.

• Систематическое употребление алкоголя и содержащих никотин веществ. Это токсины, они негативно влияют на сердечно-сосудистую систему, вызывая кислородное голодание мозга.

Сопутствующие симптомы

Поводом для беспокойства и посещения специализированной клиники, должны стать такие проявления:

• перестает усваиваться информация, не имеющая личного значения;

• проявляется повышенная тревожность, из-за того, что человек не может вспомнить, закрыл ли дверь, кран, выключил ли утюг;

• возникают пробелы в краткосрочной памяти, человек систематически забывает, куда шел или что собирался сделать;

• появляются провалы в памяти, забываются небольшие эпизоды и крупные события из прошлого;

• стирается грань между прошлым и настоящим, путается очередность событий и время, когда они произошли;

• возникает путаница с днями недели и месяцами;

• появляются ложные воспоминания, частое чувство дежавю;

• быстрее проявляется усталость при интеллектуальном труде, сложнее выполнять привычные задачи, не получается сконцентрироваться на конкретном деле;

• трудности с точностью выражения мысли, забываются синонимы и значения раньше часто употребляемых слов.

Определять, что делать, если мозг перестает соображать, память теряется, а человек не помнит, что делает, должен только профессионал.

При подобных явлениях нужно обследоваться, так как такое состояние может быть проявлением опасной для жизни болезни.

Что делать, если память ухудшается?

Если вы столкнулись с проблемой, когда стали постоянно что-то забывать, с памятью стало плохо, необходимо определить причины перед тем, как решить, что делать и какое лечение будет работать в данном случае.

Здесь будет полезна консультация квалифицированного медика, который знает ранние признаки ухудшения памяти и как их лечить.

Если проблема не критична, а возможности сразу обратиться к врачу нет, то поддержать свой мозг в работоспособном состоянии возможно, следуя нескольким правилам, помогающим тренировать когнитивные функции.

Тренировка и упражнения

• Обучайтесь новому. Например, – иностранным языкам, неизвестным ранее видам рукоделия, играйте на музыкальных инструментах.

• Выбирайте игры, требующие применения интеллекта: стратегические и логические головоломки, пасьянсы, кроссворды и ребусы .

• Используйте записные книжки и ежедневники, чтобы структурировать и систематизировать информацию и задачи.

• Высыпайтесь, соблюдение полноценного режима сна и бодрствования позволит сохранить память на годы.

• Включите в распорядок дня обязательную физическую активность, тем более, если ведете сидячий образ жизни.

• Избегайте стрессов и депрессивного состояния, обучитесь релаксации, аутотренингу.

• Регулярно проверяйте состояние здоровья и лечите хронические заболевания по рекомендации врача.

• Не занимайтесь самолечением, не принимайте препараты, не прописанные специалистом. Побочное воздействие лекарств и народных средств может негативно сказываться на работе мозга.

• Избавьтесь от вредных привычек. Алкоголь и курение повышают риск развития дегенеративных процессов в коре головного мозга.

• Предупредите родных о возникшей проблеме. Они смогут отслеживать динамику вашего состояния и вовремя обратиться за профессиональной помощью, при необходимости.

К сожалению, образ жизни не всегда выступает главной причиной когнитивных расстройств. Порой, это – симптом начальных стадий дегенеративных процессов . И без диагностики, лечения, остановить болезнь не получится.

Учитывайте, что причиной забывчивости может оказаться серьезное заболевание, требующее лечения. Чтобы точно знать, что делать с памятью, если постоянно или часто все забываешь, как избавиться от проблем с концентрацией внимания и бороться с снижением интеллекта, как лечить забывчивость, обращайтесь в специализированную клинику к врачам, которые после проведения необходимых тестов, установят возникшее заболевание.

К какому врачу обратиться?

Если у подростка или молодых людей начались проблемы с памятью, снижается внимание, то решить, что делать и какой врач назначит лечение, необходимо как можно скорее.

При обращении с жалобами на ухудшившуюся память, применяются такие методы исследования состояния пациента:

• изучение анамнеза, когда возникли неприятности, были ли у родственников подобные явления;

• подробная беседа с пациентом, выяснение проявившихся симптомов;

• осмотр человека неврологом, психиатром и нейропсихологом;

• беседа с родственниками, так как, возможно, были проявления болезни, которых сам пациент не замечал;

• лабораторные анализы: общий, биохимический анализ крови, анализ уровня гормонов (нужно женщинам после родов, в возрасте климакса);

• МРТ-сканирование головного мозга, функциональная МРТ;

• компьютерная томография при необходимости;

• нейропсихологическое тестирование, выясняется скорость когнитивных процессов, уровень внимания, скорость принятия решений и выбора из нескольких вариантов;

• электроэнцефалография (ЭЭГ), в том числе и ЭЭГ-мониторинг, запись ритмов мозга на протяжении часов, ночи.

Однако, если вы чувствуете, что тупеете, ухудшается память и внимание, стали значительно медленнее соображать, часто забываете, что делать, нужно пройти полное обследование. По итогам диагностики составляется полноценный курс терапии в соответствии с выявленным заболеванием.

Лечение памяти

Как и чем лечить потерю памяти или плохое внимание, будет решаться после анализа результатов всех исследований.

Врач оценит состояние пациента, поставит диагноз и подберет терапию. Курс составляет так, чтоб не только остановить процесс деградации умственных способностей, но и восстановить утерянный уровень, если это возможно.

Лечение включает в себя разнонаправленные методы воздействия:

• Лекарства, вылечивающие или корректирующие сопутствующие заболевания, спровоцировавшие ухудшение когнитивных функций.

• Психотерапия, допускающая и специализированные препараты, если причиной стало психиатрическое расстройство.

• Биодобавки и витаминные комплексы, повышающие стойкость нейронов к повреждающим факторам.

• Физиотерапия, включающая в себя магнитное и электрическое воздействие на кору головного мозга. Грамотно подобранные процедуры способствуют повышению активности ослабевших участков .

• Рекомендации по изменению питания и образа жизни, поведению. Оздоровление образа жизни улучшает самочувствие, помогает восстановить способность запоминать и концентрировать внимание.

• Хирургическое вмешательство при обнаружении в тканях головного мозга новообразований или аномалий кровеносных сосудов.

Что конкретно делать и как лечить человека, если он жалуется, что память стала плохая и подводит или ее нет совсем, в голове резко пропадают воспоминания, слабеет внимание, должен решить только опытный специалист. Занимаясь самолечением и затягивая решение проблемы, вы можете пропустить причины плохой памяти и усугубить ситуацию.

Список использованной литературы

• ^ Cotrena C, Branco LD, Ponsoni A, Shansis FM, Fonseca RP. Cognitive reserve may outperform age, mood and psychiatric comorbidities as a predictor of executive functioning in bipolar disorder and healthy adults. J Clin Exp Neuropsychol. 2021 Nov 3:1-12.

• ^ Becquet, Céline et al. “Episodic Autobiographical Memory Impairment and Differences in Pronoun Use: Study of Self-Awareness in Functional Amnesia and Transient Global Amnesia.” Frontiers in psychology vol. 12 624010. 14 Oct. 2021.

• ^ Gielis K, Vanden Abeele ME, De Croon R, Dierick P, Ferreira-Brito F, Van Assche L, Verbert K, Tournoy J, Vanden Abeele V. Dissecting Digital Card Games to Yield Digital Biomarkers for the Assessment of Mild Cognitive Impairment: Methodological Approach and Exploratory Study. JMIR Serious Games. 2021 Nov 4;9:e18359.

• ^ Cotrena C, Branco LD, Ponsoni A, Shansis FM, Fonseca RP. Cognitive reserve may outperform age, mood and psychiatric comorbidities as a predictor of executive functioning in bipolar disorder and healthy adults. J Clin Exp Neuropsychol. 2021 Nov 3:1-12.



• Диагностика

• Заболевания

• Лечение

• Симптомы

Акушер

Аллерголог

Вакцинация

Венеролог

Вертебролог

Гастроскопия

Гастроэнтеролог

Гематолог

Генетик

Гепатолог

Гинеколог

Дерматолог

Диабетическая стопа

Диетолог

Кабинет диабетической стопы

Кардиолог

Кинезитерапия (ЛФК)

Комплексные программы

Косметолог

Лабораторные анализы

Лазерная эпиляция

ЛОР

Маммолог

Мануальный терапевт

Массаж

Миколог

МРТ

Невролог

Нефролог

Онкология

Ортопед

Офтальмолог

Педиатр

Программы

Профосмотры для юр. лиц

Пульмонолог

Ревматолог

Рентген

Терапевт

Травматолог

Ударно-волновая терапия

УЗИ

Уролог, андролог

Услуги онлайн

Физиотерапия

Флеболог

Фотоэпиляция

Хирург

Эндокринолог

– патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную в процессе восприятия окружающего мира.

Но расстройства памяти также могут иметь и более серьезное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

• общие астенические состояния, как следствие стрессов и переутомления, соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;

• черепно-мозговые травмы;

• опухоли головного мозга;

• болезнь Альцгеймера;

• психические заболевания;

• Амнезия: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени. По временному отношению к травмирующему событию она может быть ретроградной, антероградной и ретроантероградной. Также редко может наблюдаться тотальная потеря почти всех воспоминаний.

• Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации за длительный период времени.

• Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).

В зависимости от того, какой компонент памяти поражен в большей мере могут наблюдаться такие симптомы:

• Фиксационная амнезия: частично нарушена или полностью выпадает способность к фиксации происходящих в данный момент событий и новой информации.

• Анэкфория: трудности со своевременным вспоминанием полученной ранее информации.

• Аффектогеннная аменезия: из памяти удаляются только особенно значимые воспоминания, которые стали причиной сильных негативных переживаний.

• Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.

• Скотомизация: воспоминания удаляются частично, фрагментами, но без привязки к любым сильным эмоциональным переживаниям.

• Псевдореминесценции: это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени.

• Конфабуляции: провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны.

• Криптомнезии: недостающие воспоминания восполняются событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Возможно даже присвоение авторства создания произведений искусств и научных открытий.

• Эхомнезия: восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее.

Также у больных шизофренией страдает процесс обобщения полученной информации и ассоциативная память. Это вызвано возникновением множества случайных и неконкретных ассоциаций, отображающих слишком общие черты понятий и образов.

Характерным для шизофренического расстройства памяти является то, что имеет место своеобразная "двойная память": на фоне грубого разрушения одних воспоминаний, другие аспекты памяти сохранены в неизмененном виде.

Как правило, в процессе нормального старения функция памяти снижается очень медленно и даже в глубокой старости не приводит к существенным проблемам в повседневной жизни. Помогают замедлить этот процесс активная умственная деятельность (начиная с юных лет) и здоровый образ жизни.

• Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.

• Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.

Как и в любой другой интеллектуальной деятельности, в процессах запоминания одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий – мотивационный компонент.

Важность мотивационного компонента памяти экспериментально доказано в 20-х годах ХХ века в экспериментах по исследованию феномена лучшего запоминания незавершенных действий: подопытные более четко фиксировали незаконченные действия, поскольку появлялась необходимость закончить их позже. Это и было мотивацией.

• Псевдореминесценции - это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени. Такие "воспоминания" возникают, как правило, у больных страдающих фиксационной амнезией.

• Конфабуляции – другой вариант заместительных "воспоминаний". В этом случае провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны. Конфабуляции свидетельствуют не только о фиксационной амнезии, но и об утрате критического восприятия происходящего.

• Криптомнезии – при таком варианте парамнезии больной недостающие воспоминания восполняет событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Утрачивается способность к идентификации источника информации. Больной может присвоить себе даже создание произведений искусств и авторство научных открытий.

• Эхомнезия – восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее. Но в отличие от deja vu, не возникает эффекта озарения и ощущения страха.

Непосредственная память – это возможность индивидуума фиксировать и воссоздавать информацию непосредственно при ее поступлении.

К самым распространенным расстройствам непосредственной памяти можно отнести прогрессирующую амнезию и корсаковский синдром.

• Синдром Корсакова характеризуется выпадением непосредственной памяти на происходящие события. Одновременно, зафиксированная ранее информация о прошлом сохраняется.

В связи с трудностями в непосредственной фиксации поступающей информации, больные утрачивают способность ориентировки. Дефекты в воспоминаниях заполняются реальными событиями из собственного более далекого прошлого, выдуманными или почерпнутыми из других источников информации.

• Прогрессирующая амнезия сочетает выпадение непосредственной памяти и постепенно прогрессирующую потерю воспоминаний из прошлого. Такие больные утрачивают ориентировку в окружающем пространстве и времени, путают последовательность происходивших ранее событий. Давно минувшие события смешиваются с событиями текущего периода. Такой вид расстройств памяти встречается в преклонном возрасте.

Для опосредованной памяти характерно использование известного ранее конкретному человеку понятия (посредника) для лучшей фиксации новой информации. Таким образом, запоминание строится на ассоциациях полученной информации с ранее знакомыми понятиями.

У лиц страдающих эпилепсией и другими органическими поражениями мозга проблемы ассоциативного запоминания наоборот, возникают из-за чрезмерного внимания к деталям и невозможности выделения общих признаков объекта запоминания.

Также трудности в опосредованной памяти наблюдаются у больных шизофренией. Это связанно с произвольным наделением новых или ранее известных понятий нехарактерными признаками, что в свою очередь резко снижает ценность такой ассоциации.

По количественному признаку выделяют:

• Амнезии: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени.

• Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).

• Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации на длительный период. Как правило, усиливается способность к восприятию цифр.

Амнезия, в свою очередь, может быть частичной (касается только определенного периода времени) и общей (потеря почти всех воспоминаний).

Виды амнезий:

• Ретроградная амнезия: выпадение памяти на события до начала заболевания (или травмы);

• Антероградная амнезия: исчезновение памяти в периоде после начала заболевания;

• Ретроантероградная амнезия: исчезновение памяти в период до и после начала заболевания;

• Фиксационная амнезия: отсутствие способности к запоминанию текущих событий. При этом память на события более раннего периода сохраняется;

• Прогрессирующая амнезия: постепенная потеря памяти. При этом события происшедшие в более раннем периоде, сохраняются дольше;

• Тотальная амнезия: полное выпадение из памяти всей информации, в том числе и информации о собственной персоне;

• Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.

Способность к концентрации внимания играет одну из первостепенных ролей в процессе запоминания информации. Поэтому, расстройства внимания приводят к ухудшению запоминания текущей информации и событий.

Выделяют такие расстройства внимания:

• Неустойчивость внимания: быстрое переключение внимания, неспособность к длительному сосредоточению на определенном деле, отвлекаемостью. Чаще бывает у детей.

• Замедленность переключения: больной испытывает трудности при отвлечении от текущей темы, занятия, он постоянно возвращается к ней. Характерно для пациентов с органическими поражениями мозга.

• Недостаточная концентрация: внимание носит рассеянный характер, трудности с длительным сосредоточением. Бывает при астенических состояниях.

Зрительная память – особый вид памяти, ответственный за фиксацию и воспроизведение зрительных образов, использование таких образов для общения.

Выделяют три процесса, которые осуществляют функцию памяти: запоминание информации, ее хранение и воспроизведение.

Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем.

Кратковременная память – самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел. Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций (в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем).

Временная амнезия вследствие сильного алкогольного опьянения, черепно-мозговых травм, и других состояний, приводящих к затмению сознания, тоже обусловлена преходящим полным отключением кратковременной памяти. В таком случае события, не успевшие перейти в долгосрочную память, пропадают.

Синдром характеризуется затруднения восприятия устной речи, при одновременном сохранении эффективности других каналов получения информации (например, посредством зрительного анализатора). Таким образом, больной из четырех услышанных подряд слов запомнит два, причем только первое и последнее (эффект края). Одновременно воспринятые на слух слова могут заменяться похожими по смыслу или звучанию.

• Тестирование кратковременной памяти: повторение вслух слов непосредственно после их озвучивания тестирующим. Норма – 100% повторение.

• Метод десяти слов: озвучиваются десять простых слов, не имеющих связи между собой. После этого больному предлагают повторить их в произвольном порядке. Дальше, врач опять называет те же слова, а испытуемый старается их повторить. Такой цикл повторяется до 5-6 раз. В норме при первом повторе должно быть запомнено не менее половины слов, а после пятого повтора – все.

• Исследование опосредованной памяти по методу пиктограмм: испытуемому называют 10 – 15 абстрактных понятий, а он на листе бумаги изображает простой рисунок, который призван помочь восстановить в памяти это слово. Далее при помощи нарисованного нужно воспроизвести слова. То же воспроизведение повторяется по истечении 1 часа. В норме нужно воспроизвести 100 % слов сразу и не менее 90 % – через час.

• Исследования памяти с использованием текстов: используется простой сюжетный текст из 10 – 12 предложений. Это дает возможность исследовать по отдельности зрительную (пациент сам читает рассказ) и слуховую память (исследуемому зачитывают текст). Далее сразу предлагают его пересказать: в норме может быть не более 1 – 2 ошибок. Еще через 1 час пересказ просят повторить. Норма не более 3 – 4 неточностей.

Далее могут использоваться инструментальные методы обследования функций мозга, например электроэнцефалограмма. Она позволяет определить активность определенных зон мозга в спокойствии и при нагрузке. Также широко используются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.

Положительное влияние на мыслительные способности человека имеет интеллектуальная активность: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов, другие любимые занятия и хобби.

Очень полезны жирные сорта морской рыбы: лососевые, сельдевые и другие. Они содержат много йода и полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, входящих в структуру всех нервных кле



Информация получена с сайтов:
, ,