

Интернет-служба Экстренной психологической помощи МЧС России
Вы можете проконсультироваться с психологом службы в разделе «Личный кабинет».
Консультации в разделе «Личный кабинет» не публикуются в открытом доступе на сайте и предоставляются только зарегистрированным пользователям
Добрый день! Сыну 7 лет и он в выпускной группе в саду. Он очень активный,но при малейшей ситуации не в его сторону психует, может что-то сломать. Если в саду кто-то из детей его толкает или начнёт приставать, он сразу дерётся. Много раз говорили с ним,но он не может остановиться в моменте, в итоге слезы и только после этого, он что-то начинает понимать. Вчера он убежал от меня на улице, мы живём в большом городе, мне было очень страшно за него. Произошло все из-за того, что его друг пригласил в гости, но у меня уже были планы на вечер и идти я никуда не хотела. В итоге он убежал, я его нашла минут через 15. Наорала, ударила даже. Как себя вести с ним и что сделать, чтобы он научился контролировать себя. Благодарю за ответ
Здравствуйте, Ольга.
В Вашем письме много тревоги, мне жаль, что Вы столкнулись с целой чередой беспокоящих Вас событий. Ольга, очень ценно, что Вы не пускаете ситуацию на самотёк, нашли возможность обратиться за помощью.
Поведение ребёнка может формировать огромное количество разнообразных факторов. Вы дали достаточно подробное описание ситуации, но даже оно нуждается в уточнениях. Я предложу Вам несколько вопросов и гипотез для размышления, надеюсь, что они сделают ситуацию чуть более понятной.
1)
при малейшей ситуации не в его сторону психует, может что-то сломать.26.03.2025 09:52
Если в саду кто-то из детей его толкает или начнёт приставать, он сразу дерётся26.03.2025 09:52
в итоге слезы26.03.2025 09:52
Данные характеристики говорят о сложностях в социальной адаптации, а так же в том, что ему сложно интерпретировать и выражать свои эмоции.
Чаще всего подобные маркеры говорят о высокой тревожности или о нарушении самооценки.
Высокая тревожность. Давайте подумаем существуют ли в жизни Вашего сына какие-либо стрессовые факторы, например:
- переезд
-смена дошкольного учреждения или педагога
-пополнение или утрата в семье
-болезнь
-болезнь или зависимость кого-либо из взрослых,участвующих в воспитании
- депрессивное, тревожное или прочее аномальное эмоциональное состояние кого-либо из близких взрослых
-конфликты в семье
- воспитательная система с высокими требованиями и ожиданиями/различные системы воспитания у родителей/ повышенная критичность у родителя
Стрессовые факторы могут быть и другими, я привела в пример самые распространённые. Так же попробуйте вспомнить есть ли физиологические тревожные симптомы: нарушение сна, кошмары, потеря аппетита/переедание, тики, энурез, энкапрез, экзема, дерматит. Или навязчивые действия: обкусывание ногтей или заусенцев, почёсывания, ритуальные действия (не могу пойти гулять, пока 10 раз не перещёлкну выключатель), покачивания (сидит на месте и качается вперёд-назад, как укачивание младенца), посасывание или покусывание предметов...
При наличии подобных симптомов необходимо получить консультацию детского невролога и возрастного психолога. Их нельзя оставлять без внимания, т.к. они могут развиваться в тревожное расстройство и/или вызывать панические атаки.
Нарушения самооценки.
Так же могут быть вызваны различными факторами, например:
-высокие требования и/или критичность со стороны кого-либо из значимых взрослых
- самый распространённый вариант: взрослые не критичны, но не дают ребёнку положительной оценки его качеств и достижений, т.к. думают, что их привязанность и одобрение очевидны. Это не так, ребёнок дошкольного возраста пока не обладает достаточными аналитическими способностями (у него эти зоны мозга ещё физиологически не выросли). Ему нужно говорить и поощрять
- травмирующее событие, конфликт
Здесь же следует учитывать возраст (кризис 7 лет). У ребёнка семи лет идёт активное развитие мышления и социальных навыков. В данном возрасте начинает формироваться критическое мышление, причинно следственные связи, понятия добро/зло, хорошо/плохо. Однако, мышление ребёнка ещё только переходит на взрослый режим, он всё ещё ощущает себя центром мира и, как следствие, перетягивает на себя ответственность за негативные события вокруг себя.
Например:" У мамы на работе неприятности, потому что я плохо себя вёл, и она расстроилась". Ребёнку данного возраста очень важно объяснять причинно-следственные связи, а потом просить объяснить, как он понял.
Кризисное состояние так же может давать расторможенность, плаксивость, гипервозбудимость.
Выражение эмоций.
Ребёнок не всегда учится выражать эмоции самостоятельно, чаще всего ему нужна помощь. Сейчас в свободном доступе есть бесплатные видеоуроки на тему распознавания и выражения эмоций. Было бы замечательно посмотреть и попробовать их вместе с сыном.
Так же и с решением конфликтов со сверстниками. Я бы предложила обратиться к терапевтическим сказкам, например, книги Елены Ульевой охватывают достаточно большой спектр вопросов, в том числе и навыки взаимодействия с ребятами.
2) Физиологические особенности ребёнка.
Он очень активный26.03.2025 09:52
при малейшей ситуации не в его сторону психует26.03.2025 09:52
Вчера он убежал от меня на улице,26.03.2025 09:52
Нашей психикой руководят два основных процесса: возбуждение и торможение. В период развития они не всегда находятся в равновесии. Если поведение Вашего сына всегда было расторможенным и непоследовательным, это может говорить о нестандартном ходе развития. Например о наличии СДВГ или РАС (не являются патологиями по факту, но осложняют освоение познавательных и социальных навыков, успешно поддаются коррекции). Если подобное поведение всегда было ему свойственно, необходимо получить консультацию детского психиатра для грамотной диагностики и получения рекомендаций(если вы пришли к доктору и по какой-либо причине ощущаете недоверие, обратитесь ещё к одному, это нормально). Чаще всего рекомендуют ту или иную программу в рамках поведенческой терапии. В некоторых случаях (например,классическое СДВГ), рекомендуют медикаментозное лечение. Современные препараты не вредят здоровью ребёнка, учитывают возрастные особенности.
, я его нашла минут через 15. Наорала, ударила даже.26.03.2025 09:52
Ольга, Вы описываете классическую стрессовую реакцию. Шок, даже ощущение беспомощности в моменте. Вполне понятно, почему она у Вас возникла. Однако, ребёнку с высокой возбудимостью и/или тревогой, она ничего не объяснит. Он ещё больше возбудится или испугается.
Это очень сложно, но в стрессовой ситуации важно транслировать уверенность, что Вы владеете ситуацией. Крик не поможет. Планомерно, размеренно объясняем с аргументами и примерами, уточняем, что понял. При необходимости позже возвращаемся к вопросу.
3) Воспитательная система, авторитеты
Так же важно понять, есть ли у Вас единая система воспитания, поощрений, ограничений, выделенных критериев, когда они наступают. Ребёнок не будет следовать правилам, если он не понимает, зачем они нужны и откуда взялись. Важна последовательность в словах и действиях. Так же, хочу предложить Вам познакомиться с работами Ю.Б. Гиппенрейтер (если вы пока их не читали) "Общаться с ребёнком, как?", "Продолжаем общаться с ребёнком, так". В этих книгах описаны сложные случаи в поведении ребёнка и возможные стратегии их преодоления.
Одинаково ли поведение с Вами и с другими взрослыми, участвующими в воспитании? Если поведение разнится, так же необходима консультация возрастного психолога.
Возможно, у Вас остались вопросы, которые хотелось бы уточнить. Или Вам сейчас необходима поддержка. в таком случае Вы можете так же обратиться на один из детских телефонов доверия - 8-800-200-01-22; 8-495-624-60-01 (будние дни, с 10 до 17); или на нашу линию экстренной психологической помощи.
С уважением, Александра.
помогите пожалуйста расстался с девушкой с которой 2 года встречаюсь, я не смогу, я люблю её безумно, из-за моих же ошибок и расстаемся я не хочу пожалуйста
Здравствуйте, Михаил! Я вижу, что сейчас вы тяжело переживаете расставание с девушкой, вы хотите его избежать и вините себя в случившемся.
Ваша тревога и сильные переживания после расставания – понятны и естественны. Сейчас вам важно стабилизировать свое эмоциональное состояние, чтобы суметь взглянуть рационально на ситуацию, проанализировать свои чувства, свои цели и дальнейшие шаги.
В целом на полное восстановление после разрыва отношений уходит ≈ 1 год – у кого-то чуть меньше, у кого-то чуть больше, зависит от личностных особенностей и самой истории отношений. Можно выделить несколько стадий проживания разрыва отношений, о которых мы как правило не знаем, но все равно проживаем их: 1 – Я не верю. 2 – Ненавижу тебя. 3 – А вдруг можно все вернуть? 4 – Я ничего не хочу. 5 – Принятие. На 4 стадии человек пребывает в некой фрустрации – рушатся планы на будущее (наверняка вы что-то планировали вместе), меняются ценности и убеждения, возникают вопросы «А почему? Что со мной не так? Что я сделал не так?», в голове постоянно крутятся мысли о причинах разрыва, о том, как можно было бы этого избежать, и, конечно же, актуализируются страхи. Страх брошенности, страх одиночества. Актуализируются комплексы, страдает самооценка. Каким бы тяжелым и безвыходным не казался этот этап – на самом деле он очень нужен и важен. Погрузившись в свои чувства, вам будет легче их принять, прожить и отпустить. В этот период важно не глушить свои эмоции, позволить себе их отреагировать – выплакать, прокричать, ломать и крушить (в целях безопасности себя и окружающих лучше делать это в уединенном месте, в безопасной и приемлемой форме). Если разрешить себе, дать возможность погоревать, погрустить о брошенности, то наступит полное принятие и прошлый неудачный опыт перестанет причинять дискомфорт. Вы сможете рационально оценить произошедшее, свои чувства, возможность исправить свои ошибки. Также для вашей девушки время пойдет на пользу, давая возможность также спокойно, без эмоций проанализировать ваши отношения и их перспективу. В любом случае насильно вы не сможете ее заставить быть с вами. Вам обоим нужно будет поговорить – искренне и откровенно, поднимая все болезненные темы, которые были накоплены и привели к расставанию. Попытайтесь обсудить с девушкой её переживания, попросите описать что она чувствует, и как вы, по ее мнению, можете изменить сложившуюся ситуацию. При этом очень важно не умалчивать и о своих эмоциях, будьте перед ней открыты, не бойтесь показать свое волнение, переживание, расскажите, в каких словах или поступках с ее стороны вы нуждаетесь. Михаил, будьте готовы к тому, что вам обоим понадобится время подумать и осмыслить услышанное друг от друга, после чего можно снова начать диалог и принимать решения. Помимо этого, хочу отметить, что вам необходимо учесть вариант, что высказанные вашей девушкой чувства, могут вас задеть. В такой момент важно помнить, что ей также тяжело, как и вам, и возможно, это способ выплеснуть накопившиеся внутри обиды, а не желание причинить вам боль. Также учитывайте, что предложенные ею варианты решений проблемы могут вас не устроить, в этом случае правильным будет искать компромисс, чтобы вы оба были удовлетворены возможным исходом ситуации. Если же окончательным решением будет расставание, и вам будет сложно справиться самостоятельно с принятием этого факта, то рекомендую вам обратиться за помощью к специалисту-психологу. Это можно сделать у нас в личном кабинете, создав тему. Там у вас будет возможность в формате диалога поделиться своими чувствами, восстановить свое психоэмоциональное состояние.
Также у нас есть телефон экстренной психологической помощи +7 (495) 989-50-50 (анонимно, круглосуточно, бесплатно), куда вы можете позвонить, если почувствуете, что справляться с собственными чувствами невыносимо.
С уважением, консультант службы.
Здравствуйте, мне 14 лет. Я страдаю от периодической тревоги на фоне дружбы. Все началось с того, что моя самая близкая подруга не рассказала, что уже месяц дружит с мальчиком, который ей очень нравится, а я об этом даже не подозревала.
Мы сильно поссорились, когда я обо всем узнала. Несколько дней мне было очень плохо, я чувствовала обиду и некое разочарование. Хотя позже мы помирились, и выяснилось, что она просто боялась моей реак-ции, ведь она знает, что я не очень хорошо отношусь к этому мальчику. Он по совместительству еще и мой одноклассник.
После примирения мы продол-жили общаться, но еще месяц я была в подавленном состоянии, раздражалась по отношению к своей подруге. А каждое проявление их дружбы было для меня триггером. Каждый раз, когда я в очередной раз видела признаки того, что они общаются, я впадала в мини-ступор. Меня это триггерило. На 3-4 секунды.
А потом было ощущение подавленности. На протяжении этого ужасного месяца мы с моей подругой постоянно выясняли отношения. Я часто на нее обижалась. И было постоянное и очень ужасное ощущение недосказанности.
Потом все начало налаживать-ся. Затем мою подругу предала ее подруга, и в этом замешан тот мальчик, из-за которого все и началось. После всего, что вскрылось, моя подруга прекратила общение с тем мальчиком
Наверное, это очень эгоистично но на фоне всей этой ситуации с предательством мы с моей подругой так сблизились!!
Это было великолепно. Полная идиллия. Не было чувства недосказанности или чего-то ещё. Я очень сильно поддерживала свою подругу, и мы всегда сходились во мнении, что с предательницей нужно прекращать общение. Но в день икс моя подруга простила предательницу.
После того, как я узнала об их примирении, я обиделась на свою подругу. Я была разочарована, что ли. Наверное, было ощущение, что ожидания не оправдались.
Ведь на протяжении всей недели, до их разговора, я морально очень поддерживала свою подругу из-за всей этой ситуации. И она мне на протяжении всей недели говорила, что действительно нужно прекратить общение с предательницей. Но в итоге она не смогла и простила её. Наверное, это неправильно, но я очень обиделась на подругу. Далее началось то, из-за чего я и обратилась к вам. У меня началась сильная тревож-ность. Моя подруга — моя единственная самая близкая подруга. Таких, как она, у меня больше нет. Но помимо меня у нее есть еще две очень близкие подруги. Одна из них и была предательницей. Моя тревожность строится на дикой ревности. Я понимаю, что мои чувства очень неправильны, но я ничего не могу с этим поделать. Когда я вижу «признаки» того, что помимо меня у моей подруги действительно есть люди ближе и важнее, любимее, мне плохо. Эта мысль убивает меня. Бывает, у меня просто появляется легкая тревожность, которая сопровождается подавленным состоянием.
В таком состоянии любая вещь становится для меня поводом для ещё большей тревожности.
Например, если я вижу, что моя подруга посвящает видео, очевидно, какой-то своей подруге. Или когда я захожу в телеграмм и вижу, что моя подруга уже в сети. В моменты тревожности я начинаю думать, что, значит, у неё есть собеседники поважнее и поинтереснее. Или когда я ей что-то пишу, а она, будучи в сети, не сразу читает мои сообщения. Я понимаю, что она не может дружить только со мной, но ничего не могу с собой поделать. Когда я вижу всё вышеперечисленное, моя паника и тревожность усиливаются, слезы текут сами собой, сердцебиение учащается, я начинаю активно дышать ртом, будто пытаясь захватить как можно больше воздуха, но чувства страха смерти и ощущения нехватки воздуха нет. Стоит сказать, что в такие моменты я пишу своей подруге, и она каждый раз поддерживает меня и говорит, что любит меня и никогда не бросит, что я так же важна для нее, как и другие ее подруги.
Что она никого не любит так сильно, как меня. И эти слова помогают мне, но уже не всегда. Все чаще я начинаю думать, что она делает это только из жалости ко мне. Не знаю. Я очень боюсь ее потерять и очень хочу выделиться среди ее подруг.
Хочу быть лучшей, но у меня никогда не получится. Для меня это просто ужасно. В моменты тревожности любая моя мысль начинается со слов «а вдруг...».
Точно так же в моменты тре-вожности, если она присылает мне милое видео или стикер, я сразу начинаю думать, кому ещё она отправила эти стикеры и видео. Первой ли мне? Мне очень сложно, и я не знаю, что делать. Пожалуйста, помогите
Здравствуйте, Елизавета!
В своем обращении вы поделились тем, что у вас сложились сложности во взаимоотношениях с подругой. Вы ревнуете ее к другим людям, с которыми она общается и очень боитесь ее потерять. На фоне этих переживаний у вас возникает тревожность и паника.
Ревность – это многогранное и зачастую болезненное чувство, которое может возникать в самых разных отношениях, включая дружбу. Дружеская ревность возникает по множеству причин и в разных ситуациях. Елизавета, в вашем случае ревность могла возникнуть из-за страха потерять важные отношения. Когда ваша подруга уделяет внимание другим людям, это воспринимается вами как угроза, ведь вы опасаетесь, что ваше место в жизни близкого человека будет занято кем-то другим. Чем крепче и длительнее ваша дружба с подругой, тем ярче будет выражено чувство ревности. Елизавета, важно осознать, что у каждого человека могут быть разные близкие друзья. Понимание, что каждый имеет право на нескольких близких людей, поможет уменьшить чувство ревности. Не важно, как много и часто получается общаться с вашей подругой, главное, что ваша дружба и общение наполняет вас положительными эмоциями. Это и есть качественное общение, свойственное настоящей дружбе.
Елизавета, для того, что снижать уровень тревожности и паники, в моменты, когда вами овладевают негативные мысли, я рекомендую вам выполнять упражнение «Заземление». Заземлять можно в ситуации, когда вы переживаете паническое настроение, вас охватывает сильная тревога или навязчивые мысли.
1. Найдите 5 любых предметов, которые попадаются на глаза и мысленно назовите их.
2. Услышьте 4 звука и мысленно назовите их, либо вслух.
3. Почувствуйте три ощущения и мысленно или вслух назовите их. Прикоснитесь к 3 любым объектам или отследите свои ощущения. Например, Ваши часы сдавливают запястье, и Вы чувствуете это давление.
4. Заметьте 2 запаха и мысленно или вслух назовите их.
5. Ощутите 1 вкус и мысленно или вслух назовите его.
Данное упражнение может помочь вам контролировать свое эмоциональное состояние, спокойней реагировать на происходящие события. Желаю обрести Вам спокойствие и гармонию!
С уважением, консультант службы!