Евгений Степанищев

Это мой персональный дневник. Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Серп или молот?

Мне тут в комментарии к заметке про «неправильный» серп в советском гербе подсказали, что помимо этого часто спорили как должно быть — серп поверх молота или наоборот. В прошлой заметке сверху лежал серп, но я довольно просто нашёл герб примерно того же времени, где сверху молот.

Видимо подсознательно это воспринималось как главенство одного из классов — крестьян или рабочих, чего, по задумке, быть не должно, конечно же. Тем не менее, что-то должно было оказать сверху. Серп, как можно убедиться, победил, — на гербе СССР он сверху.

«Герб и флаг республики», Иркутск, лит. Экспедиции Госбумаг, 1920

«Неправильный» серп

Недавно на одном ресурсе, не помню, честно говоря, каком, увидел спор по поводу советского герба. Оказывается в некоторых ранних его вариантах ручка серпа нарисована «неправильно» — как будто она присоединена к серпу другим концом.

В споре схлестнулись фанаты и противники СССР. Первые советовали вторым сходить в музей, посмотреть как выглядели серпы в начале века — якобы там и такие лежат тоже. Их оппоненты говорили, что художник герба был городским жителем, серп не особо-то и видел, поэтому нарисовал его неправильно.

Герб СССР из Конституции СССР 1924 года (книжица издана в в 1931 году)

Мне понравилась и показалась убедительной версия, которая всплыла там в комментариях, но на которую никто внимания не обратил. Привожу её ниже своими словами.

Во время работы серпом он постепенно расшатывался и начинал выпадать. Тогда, бывало, ручку переворачивали и забивали серп в другую её сторону. Именно поэтому такие серпы попадаются в музеях, хоть и нечасто. Поэтому ручка нарисована правильно, просто рисовалась она с натуры, с такого серпа, который был под рукой.

Версия мне кажется хорошей, но как по мне, маловероятно, что ручка нарисована так по случайности. Возможно за этим стоит какая-то идеология, сейчас уже туманно просматриваемая. Может эта деталь отражала тяжёлое положение крестьян, вынужденных работать такими инструментами или народную смекалку в починке. Не знаю.

Завтра — отпуск!

Завтра отпуск. Я надеялся позаниматься «Флиппером Зеро», но вовремя сообразил, что отношение к этому устройству по всему миру неоднозначное. Лучше его за границу не возить, тем более со снимающей ограничения прошивкой, которая стоит у меня.

В принципе, устройство везти не обязательно, можно использовать «песочницу» с минимальный кодом. Его хватит для моей задачи — добавить, наконец, в прошивку поддержку Юникода. Я пока забросил эту задачу, планирую заняться в отпуске, не всё же на пляже тюленить.

«Скрабл» и квест

Надо бы почаще про дочку писать.

Попробовал сегодня с ней сыграть в «Скрабл» (или «Эрудит», как эта игра называлась в моём детстве). Удивительно, но она не сильно от меня отстала — 216 баллов против 228. Я немного помогал, но, за редким исключением, она отвергала мою помощь и сочиняла слова сама.

Слова в её вокабуляре, которые меня удивили, — «ляха» и «клан». Слово «ДТП», которое видно на фотке, тоже её. Я было начал спорить, что такого слова нет, это аббревиатура, но «Алиса» встала на сторону дочки — сказала, что «ДТП» — слово, пришлось уступить.

Интересно, что вначале она пыталась продумывать ходы — копила буквы, думала как составить слова так, чтобы набрать больше очков, но в конце устала и играла как играется. Дочкин рекорд очков за один раз — 30, у меня максимальный результат скромнее.

Конец игры: наше с дочкой поле с составленными словами

Ещё сегодня впервые сыграли в квест всей семьёй. Надо было сбежать из тюрьмы, пока «надзиратель на час её покинул». Прошли удачно — вышли за 45 минут, за пятнадцать минут до конца. Мы где-то смухлевали, но где не поняли — не собрали одну загадку целиком, тем не менее почему-то вышли.

Дочка помогла даже больше, чем мы ожидали, — нашла несколько квестовых предметов, одну головоломку прошла вообще самостоятельно. А ещё подсказала где искать один предмет. Мы в тот момент её не послушали, слишком были заняты решением загадки, а зря, — она была права!

LDAC и наушники Sony

Решил купить себе к новому смартфону качественные наушники-затычки. Наушники в часах это здорово, я их буду использовать и дальше, но соскучился по хорошему звуку, а там он не такой.

Посмотрел обзоры, везде рекомендуют наушники «Сони» с их фирменным кодеком LDAC. Впрочем где-то в топах всплывают «уши» с чуть лучшим качеством, но там такой дизайн, что в приличном обществе я бы их не показывал. Остановился на «Сони».

Подключил к смартфону и немного удивился. Звук как звук. Ну хороший, но бывало и лучше. Обратил внимание, что в свойствах наушников у меня выставлен кодак AAC. А где же обещанный LDAC? Искал-искал в настройках, даже режим разработчика включил, удалось только хуже сделать — наушники перешли на SBC с каким-то откровенно слабым профилем.

В итоге, разобрался. Чтобы включить нужный кодек, нужно зайти в приложение «Headphones» «Сони», там на вкладке «Звук» найти раздел «Качество подключения Bluetooth» и переключить приоритет на качество звука.

С этим кодеком звук стал действительно отличным, просто здорово!

ICQ — всё

Увидел новость, что некогда самый популярный мессенджер в нашей стране, так называемая «аська» (ICQ), — всё. Текущий владелец, компания «ВК» приняла решение о прекращении его работы.

Это, конечно, было неизбежно. На пике популярности пользоваться «Аськой» можно было только через так называемые «альтернативные клиенты», которые в разы были удобнее и интереснее оригинальных. Я пользовался «Мирандой» и постоянно рекламировал её среди своих друзей и знакомых. С альтернативными клиентами боролись, но безуспешно. А официальный клиент был медленный, неудобный, да ещё и содержал баннер в самом раздражающем месте.

Когда её купила «ВК» (тогда ещё «Мейл.ру»), «аська» уже стремительно теряла аудиторию и не видно было, что новый владелец знает что с этим делать. Тем более вокруг было много куда более достойных мессенджеров — появился тот же «Вотсапп», а через пару-тройку лет после покупки вышли «Телеграм» и «Скайп». Я, как и многие другие, тогда «Скайп» чаще использовал для текстовых чатов, а не чтобы звонить.

Первый свой номер я помню до сих пор — 24756390. Я его зарегистрировал довольно поздно, думаю в конце девяностых, когда учился в Университете.

Я тогда узнал об «аське» в каком-то текстовом веб-чате, который пытался взломать, у меня тогда спросили номер «аськи», а когда я сказал, что не знаю что это, довольно язвительно поинтересовались, «что это за хакер, да без аськи». Наверное тогда считалось, что любой айтишник должен знать что это. Пришлось разобраться и поставить.

В 2018 году я для интереса попробовал залогиниться в свою «аську»

Второй номер — 2993333 я получил, когда написал специальную программу, которая сканировала короткие номера «аськи» (короткий или красивый номер было иметь престижно), потом проверяла к какой электронной почте он привязан («аська» была привязана не к номеру телефона, а к почте) и, если эта почта была свободной (почтовые адреса тогда освобождались, если ими не пользовались, прямо как телефонные номера сейчас), то регистрировала её, получала на неё новый пароль и добавляла захваченный номер в список.

Я тогда набрал целую кучу таких номеров, раздал их своим друзьям, а потом взял один из номеров себе, не самый короткий, кстати.

Но, в общем-то, умерла и умерла. Никакой ностальгии я не испытываю, «Телеграм» на порядок удобнее.

«Приключения Электроника»

Смотрим сейчас с дочкой фильм «Приключения Электроника», — когда ещё смотреть такой фильм, как не в детстве? Думаю, в подростковом возрасте её уже не впечатлит качество, с которым этот фильм снят.

В фильме профессор Громов изготавливает андроида Электроника и даёт ему внешность школьника Сыроежкина, фотографию которого он увидел в журнале. Кроме этого Электроник имеет ту же комплекцию и разговаривает тем же голосом.

Я тут подумал, что это первый фильм, который я помню, о том как личность реального человека была украдена (взята без разрешения) разработчиком системы искусственного интеллекта для собственных нужд.

В отношении фильма я шучу, конечно, посыл там не в этом, но сейчас это одна из самых актуальных проблем. Есть несколько достаточно известных историй, где у актёров озвучки крали голоса и лишали их тем самым куска хлеба.

Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1979 год). Электроник встречает Сыроежкина

Игра в бабки

В конце прошлого года было много выездов с металлоискателем. В один из таких выездом нашёл странную штуку — кость, на которую мой металлоискатель реагировал, как на цветной металл.

Заинтересовался, поднял, оказалось очень тяжёлой. Я тогда так и не понял что это такое, ну не старинный протез же? Хотел выкинуть, но в итоге её себе забрал товарищ по военно-поисковому отряду.

Я уже и забыл этот случай, но в прошлое воскресенье в сельском музее обнаружил что-то похожее, вот тогда и вспомнил. Хранитель музея объяснил, что это кость для старинной народной игры в бабки.

В центре фото — кости для игры в бабки, залитые свинцом

Для игры использовали кости домашних животных, оставшиеся после приготовления бульона. Самую крупную кость, называемую «биток», заливали свинцом и бросали в другие кости, выстроенные в ряд. Участники игры делились на две команды, и побеждала та команда, которая сбивала кости меньшим количеством бросков.

В российском варианте игры использовались, как правило, коровьи таранные кости (это одна из костей предплюсны), но я человеческие кости от коровьих отличать не умею (хотя в моём отряде есть люди, которые их уверенно различают), поэтому и подумал про протез.

«Пристегнулся по-настоящему»

Продолжаю читать «Валаамскую тетрадь» Евгения Кузнецова. Вот отрывок, в котором автор посещает Финляндию:

Седовласый крепыш финн, лет 50-ти, улыбаясь, смотрел на меня: «Herra Kusnezov?» Я закивал. «Olkaa huva istuka» (caдитесь, пожалуйста) — и жестом показал на машину. Я сел, пристегнулся (не как у нас, а «по-настоящему»), и мы помчались.

Не могу понять что такое «присёгиваться не как у нас». Книга 2001-го, я был уже взрослым — как раз заканчивал Университет, но что это означает в точности, не понимаю.

Может имеется ввиду, что у нас тогда массово вставляли ремень в замок, чтобы машина не пищала, без фактического пристёгивания? Правда я не помню, чтобы в 2000-е были широко распространены такие машины, вроде тогда просто никто не пристёгивался. Но написано так, как будто у нас всё же как-то пристёгивались, но не как положено.

Кстати, сейчас отдельные дунканы маклауды даже специальные заглушки для ремней ставят — чтобы ремень не надевать и машина не ругалась. Ещё есть варианты, когда ремень держат у замка рукой или накидывают ремень на себя не полностью — только диагональную часть.

Зуб мамонтёнка

Продолжаю разбирать фотки из нашего с другом путешествия в воскресенье. Эта фотка снова из музея Куралова — музей кустарный, поэтому там всего понемногу, в числе прочего есть и окаменелости. У нас в Татарстане их вообще много находят, особенно полно зубов мамонта — они лежат почти в любом сельском музее.

Что приятно, в этих музеях их, как правило, можно запросто потрогать, сотрудники не против. В этом музее зуб мамонтёнка разрешили не просто потрогать, а даже в руку взять. В первый раз, кстати, его вижу, если где-то такой мне и попадался, память не сохранила.

Интересно, что зубы у мамонтов, как и современных слонов, менялись в течение жизни до шести раз, по мере истирания. Вот бы и человеку так.

Обломок зуба взрослого мамонта видно на фоне — он чуть выше того, что я держу в руке. Обломок, потому что у мамонта было всего четыре огромных зуба, — по одному в каждой половине челюсти.

ASCII-графика 19-го века

ASCII-графикой называют картинки, составленные из букв (ASCII — это американская таблица символов). Когда-то другого способа рисовать картинки не было, так как дисплеи были алфавитно-цифровые. Но и сейчас такая графика нередко встречается, в текстовых файлах, например.

Вчера, пока искал примеры употребления фразы «почивший в Бозе», наткнулся на портрет царя Александра Ⅱ, выполненный при помощи рукописного текста. У меня сразу родились ассоциации с ASCII-графикой. Это, конечно, не то же самое, но тоже графика, выполненная буквами.

Портрет в Бозе почившего Государя Императора Александра Ⅱ. Лубок, рис. и пис. Х. Гусиков, С.-Петербург: Литография брат. Пантелеевых, 1882

Почивший в Бозе

Читаю сейчас «Валаамскую тетрадь» Евгения Кузнецова. Честно сказать совсем не нравится. Тяжёлый какой-то язык, как по мне, да ещё и стилизованный под церковную речь непонятно зачем — книжка-то современная, 2001-го года выпуска. Читаю только потому, что заинтересовался историей острова Валаам, хочется ознакомиться.

На острове с давних времён располагается Валаамский монастырь и я сейчас на том месте, где с большим пиететом описывается история его возникновения. А поскольку речь там частенько заходит о христианском боге, слово «Бог», как это принято, почти везде написано с большой буквы.

Но почему-то в выражении «почивший в Бозе» («уснувший в Боге») слово «Бозе» у автора везде с маленькой:

Иеромонах Нектарий, в 1806 году тяжело захворавший, был отправлен в Иркутск, где и почил в бозе в году 1814. […] Могила Святого Преподобного Германа Аляскинского! Он почил в бозе в конце 1837 года, отдав 44 года жизни своей, служения своего подвижнического людям того далекого, холодного края.

Для светского текста, думаю, такое вполне нормально, но в настолько религиозной книге смотрится очень странно.

Плитка в усадьбе Мусина-Пушкина

В эти выходные, кроме посещения музея, мы с моим другом ездили ещё и в Антоновку Спасского района, — там у моего друга директором школы, размещённой в здании бывшей усадьбы Мусина-Пушкина, работает родственник.

Он предложил нам показать здание школы, пока она закрыто на каникулы. Так как мы всё равно собирались в эту сторону, согласились с удовольствием. Это огромное двухэтажное здание, думаю ещё напишу что-нибудь про него. А пока выложу только отпечаток плитки, которой был когда-то покрыт пол огромного огороженного железной решёткой балкона, куда владелец усадьбы выходил из своего кабинета.

Что поделать, если мне больше зданий нравятся такие их детали.

Обработанный отпечаток плитки на балконе бывшей усадьбы Мусина-Пушкина в селе Антоновка (Спасский район)

Отпечаток был еле виден, я выкрутил контраст и экспозицию, чтобы рассмотреть что там написано, а потом нашёл похожую фотографию и, сделав из неё контурную маску, наложил сверху.

Аббревиатура ТБЭБХ в центре расшифровывается как «Товарищество барона Эдуарда Бергенгейма в Харькове». Плитка была изготовлена на его заводе керамических изделий, построенном в 1876 году, товарищество было образовано намного позже — 16 января 1891 года.

Плитка Бергенгейма частенько встречается у нас в Татарстане, да и по всей России тоже. Например, её отпечатки я видел на полу храма в честь Кирилла Белозерского в селе Каймары Высокогорского района.

После революции завод продолжил работать как Харьковский керамический завод, уже, конечно, безо всякого упоминания барона, да и качество сильно ухудшилось.

Луна днём

Поймал себя на странной мысли, что не помню, чтобы в детстве я хоть раз видел Луну на небе днём. Даже не то чтобы не помню, у меня внутри даже уверенность какая-то есть, что этого в моём детстве не случалось. Чего не может быть, разумеется.

Разве что в моём родном Лениногорске в то время были какие-то аномальные погодные условие — вечная облачность или фантастический смог. Ну это в порядке бреда.

Думаю, я либо просто особо не смотрел на небо, — в советском детстве под ногами было куда больше чудесных с точки зрения мальчишки вещей, либо память не сохранила такую малозначительную деталь.

Пионерский значок

Сегодня появилась уникальная возможность попасть в малоизвестный, но очень хороший музейчик села Куралова Верхнеуслонского района. Кажется, он даже официально не зарегистрирован. В скором времени я выложу некоторые интересные экспонаты из него, часть которых мне даже дали повертеть в руках.

А пока другой результат поездки. Я с собой на всякий случай взял металлоискатель и из любопытства немного помахал им около здания, где располагается музей. Там очень замусоренное место, но я всё-таки одна находка есть — один из ранних советских пионерских значков.

Такие выпускались с 1944 по 1962 год, я пионером был, но такие никогда не видел. Кстати, он очень маленький — всего 1,5×2 сантиметра. Я не знаю размеров более позднего варианта, но по моим воспоминаниям он был значительно крупнее.

Пионерский значок, найденный у здания музея. Такие выпускались с 1944 по 1962

Добавлено: ух ты, сегодня ещё и День пионерии!

Ранее Ctrl + ↓