Создавайте ассоциации и зрительные образы
В 1980 году в Москве открылись Олимпийские игры, а за 600 лет до этого произошла Куликовская битва. Число 5813 можно представить как числовое выражение 5+8=13. При этом изображения запоминаются еще эффективнее. Лучше, если они будут необычными и даже абсурдными. Например, восьмерка напоминает женщину с крупными бедрами и объемной грудью, а цифра пять — одноколесный цирковой велосипед. Мысленно нарисуйте полную даму, которая покупает такой велосипед и ездит на нем по городу.
Подобные иллюстрации должны быть крупными, объемными, цветными и максимально детальными. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. В дальнейшем не составит труда восстановить в памяти и эти образы, и тот смысл, который в них заложен. В очередной раз кладя ключи в то или иное место, представьте себе, как здесь распускается цветок. Наутро вы точно не забудете, где именно в вашем доме вырос цветок, и быстро найдете нужную вещь.
Учите стихи и читайте вслух
Пытайтесь вспомнить забытое
Осваивайте иностранные языки
Учить стихи и песни можно не только на родном языке. Не знаете иностранного языка — начните его осваивать. Это один из лучших способов активировать клетки мозга и расширить возможности памяти. Если каждый день запоминать несколько слов, то уже через пару месяцев можно ощутить заметный результат. Изучение нового языка развивает способности структурировать, анализировать и запоминать информацию. Кроме того, это хорошая профилактика возрастных заболеваний. Например, болезни Альцгеймера. Популярнейший способ запоминания иностранной лексики — карточки со словами и выражениями. Эта методика основана как раз на визуальных ассоциациях.
Вспоминайте события дня
Другой способ активизации памяти — окунуться в прошедший день и вспомнить все его события. Перед сном попробуйте восстановить отрывки диалогов, образы людей, их мимику и жесты, каждый телефонный звонок и блюда, из которых состоял ваш рацион. Постарайтесь воссоздать последовательность всех действий с момента пробуждения. Представьте эти картинки максимально подробно. При этом важно подключить воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память.
Играйте в интеллектуальные игры
Это могут быть пазлы, шахматы, нарды, судоку, покер, различные ребусы и головоломки. Интеллектуальные игры активизируют работу мозга, тренируют память и внимание. Не менее важно выполнять упражнения на запоминание и скорость реакции. Подберите комплекс, который будет интересен и удобен для вас. Такой подход настроит на систематическое выполнение и поможет быстрее получить результат. Научились разгадывать японские кроссворды — переключитесь на новую головоломку. К решению однотипных задач мозг привыкает достаточно быстро.
Закройте глаза и попробуйте рассказать о расположении всех предметов, находящихся в комнате. А теперь бросьте на стол горсть спичек и внимательно посмотрите, чтобы запомнить их порядок. После этого сфотографируйте спички и перемешайте. Ваша задача — воссоздать композицию. Для развития зрительной памяти полезно время от времени выполнять обычные дела с завязанными глазами или закрытыми ушами. Кроме того, в интернете можно найти массу приложений, которые направлены на развитие памяти и внимания. Например, электронная версия картинок «Найди отличия».
Меняйте привычный маршрут
Всегда ходите на работу одной дорогой? Смените маршрут. Даже если он удобнее и короче. Для работы мозга необходимы постоянное разнообразие и новые впечатления. При этом старайтесь отмечать вокруг себя любые незначительные детали, одежду прохожих, наполнение витрин, вывески, дома и магазины. Можно подсчитать количество увиденных голубей, красных автомобилей или предметов, начинающихся на определенную букву. Нестандартные действия, необычные ощущения и запахи провоцируют появление новых нейронных связей и влияют на процессы запоминания.
По этой же причине рекомендуется чаще вводить новые привычки. Начните чистить зубы другой рукой или проделайте традиционные утренние ритуалы в ином порядке. Для укрепления памяти не менее полезны путешествия: пробуйте новые блюда и продукты, открывайте для себя незнакомые места, посещайте выставки и музеи, чаще слушайте новую музыку. На обработку и осмысление такой информации от мозга потребуются дополнительные ресурсы. Помимо положительных эмоций и расширения кругозора подобная деятельность развивает пространственную память.
Ведите здоровый образ жизни
Свежий воздух, занятия спортом и полноценный сон — важные факторы, без которых невозможно нормальное функционирование памяти. Ежедневное проветривание комнат и прогулки на свежем воздухе насыщают кровь необходимым кислородом. А благодаря физическим нагрузкам улучшается тонус сосудов и активизируется мозговое кровообращение. Выберите тот вид спорта, от которого будете получать удовольствие. Состояние памяти также зависит от питания. Включите в рацион побольше орехов, твердого сыра, яиц, жирных сортов рыбы, овощей и фруктов.
А вот алкоголь и табачный дым, напротив, разрушают клетки мозга. В том числе и те, которые отвечают за память.
Определяем, нет ли у вас проблем с памятью? 7 простых способов улучшить память
По исследованиям русского психиатра С.С.Корсакова, память улучшается только до 20-25 лет, затем до 40-50 лет держится на стабильном уровне и после чего начинает постепенно ухудшаться. Многие люди не придают этому значения, считая, что предотвратить возрастные изменения нельзя. Однако мы подобной точки зрения не разделяем и убеждены, что избежать резкого ухудшения памяти можно.
Стрессы, малоподвижный образ жизни
Чтобы определить, нет ли у вас проблем с памятью, ответьте на следующие вопросы:
- Можете вспомнить, что вы кушали на ужин в прошлое воскресенье?
- Были ли у вас случаи, когда вы забывали о чем-то очень важном?
- Вы помните не менее 5-ти телефонных номеров?
- Вы хорошо помните, как прошёл ваш выпускной вечер в школе?
- Можете вспомнить, как пришли первый раз в школу учиться?
- Вы знаете наизусть не менее 3-х стихотворений, которые учили в детстве?
- Можете вспомнить имя ребенка, с которым дружили в детском садике?
- Помните, какую книгу вам родители читали в детстве?
- Знаете ли вы тексты не менее 10 песен наизусть?
- Напоминают ли вам какие-то запахи знакомые места?
- Вы никогда не забываете поздравить с днем рождения своих родных и близких?
- Вы хорошо помните, какой фильм вы смотрели первый раз в кинотеатре в детстве?
- Помните ли вы фамилию, имя и отчество вашей первой учительницы?
- Вы без труда следите за развитием сюжетных линий в сериалах?
- Вы легко находите дома любую понадобившуюся вам вещь?
- Когда вам приходится напрягать память, у вас не возникают тяжесть в голове или головные боли?
- Вы прекрасно помните свой первый поцелуй?
Если , то у вас хорошая память, хотя порой вы испытываете некоторые затруднения.
Если , то у вас, увы, плохая память. Вам необходимо придерживаться 7 способов улучшения памяти, чтобы избежать дальнейшего развития недуга:
Миндаль и яблочный сок. Миндаль содержит селен, марганец и медь - вещества, стимулирующие работу мозга. Яблочный сок повышает производство ацетилхолина, который обеспечивает передачу нервных импульсов и за счет этого улучшает память.
Умеренное употребление сладкого. Сахар - это "быстрые" углеводы, их лучше употреблять лишь как средство скорой помощи в ситуациях, когда нужно быстро мобилизовать мозг. Избыток сахара способен привести к потере памяти и даже нервным расстройствам. Отказываясь от употребления сахара, мы только улучшаем работу мозга.
Полноценный сон. Во время сна события, которые произошли в течение дня, вновь проигрываются мозгом. Благодаря таким повторениям подсознание программируется на накапливание информации и это улучшает долговременную память.
Тренировка ума. Не только тело, но и мозг требует тренировки, чтобы быть в тонусе. Разгадывайте головоломки, кроссворды и учите стихи! Больше общайтесь на разные темы и осваивайте новое. Например, функции гаджетов. Играйте в компьютерные игры, начните вести блог, учите языки или попробуйте получить новую специальность.
Физические упражнения. Регулярные физические упражнения, даже обычная пешая прогулка, останавливает умственную деградацию! Ведь движение - это жизнь! Хорошая физическая форма означает хорошее кровообращение в сосудах головного мозга, что значит, ваша голова будет лучше работать!
Удовольствие от простых вещей. Чтобы память оставалась хорошей, надо стараться избегать стрессов. Они истощают возможности нашего мозга. Каждый день необходимо уделять немного времени занятиям, которые приносят удовольствие. Это поможет избавиться от нервного напряжения. К примеру, общаться с внуками, слушать любимую музыку, посидеть с друзьями в кафе или заняться любимым делом типа вышивания, вязания и т.д.
Контролировать давление
Методика «Исследование кратковременной памяти»
Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.
Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»
Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.Исследование непроизвольной памят
Исследование произвольной памяти. Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.
После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.
Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.
Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.
Виды памяти по органам чувств
• словесно-логическая – запоминание смысла речи;
• эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
• двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
• образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
• зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
• слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
• обонятельная – запоминание запахов;
• тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.
По времени хранения
мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная
произвольная
От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)
За память отвечают различные структуры мозга:• за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
• за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
• за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.
Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.
Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.
память включает в себя 4 процесса:
• запечатление;
• сохранение;
• воспроизведение;
• забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
• образование нервных связей;
• закрепление нервных связей;
• возбуждение нервных связей;
• торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.Вторая фаза запоминания
сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.
воспроизведение информации
Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.
Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.
Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.
Как определить, что память плохая?
для определения объема памяти используют тестыкратковременная память
для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.
1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации
3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации
слово «крутится на языке»
провалы в памяти
Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)
Хроническая усталость
Стрессы. часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации
Недосыпание. учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.
Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.
Курение и злоупотребление алкоголем. никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.
Интоксикация организма вредными веществами. наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.
Недостаточное питание. дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.
Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.
Беременность и кормление грудью. установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.
Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.
Гипоксия мозга
Заболевания внутренних органов:
• патологии нервной системы
• черепно-мозговые травмы
• нейросифилис
• инфекционные заболевания менингит, энцефалит
• доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга
Как улучшить память?
В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.Повторение. повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти
1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
5.
• Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Препараты гинкго билоба | Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба | Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. | Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца. |
Аминокислоты | Глицин, глицисед, глицирам | Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). | Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев. |
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты | Аминалон, ноофен | Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клетокповышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие. |
Лекарственные средства, применяемые по назначению врача | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Ноотропные средства | Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил | Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. | Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев. |
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства | Энцефабол, пиритинол | Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. | Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы. |
Психостимулирующие и ноотропные средства | Фенопропил, | Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. | Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней). |
Продукты для улучшения памяти
• Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
• Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
• полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
• Холин – яичный желток
• Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
• глюкоза – Мед, шоколад, сахар
Тренировка памяти
• ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
• заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
• запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
• создание образов
Лечение причин плохой памяти
• активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
• новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
• не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
• задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
• сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
• задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
• поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
• изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
• развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
• спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
• освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.
Почему плохая память у ребенка? (основные причины)
• Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
• невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
• несобранность
• выборочная память. только то, что интересно
• регулярные упражнения
• игровые тренировки в интернете викиум
• ейдетика
Как улучшить память ребенка?
Лучше запоминается• регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
• образное мышление – представь себе.
• факты, на которые обращалось пристальное внимание
• запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в .
• стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
• слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
• цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
• даты рождения, даты событий пушкин
что делать• для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
• тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
• расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
• отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
• улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
• игра «кулачек - пальчик»
• тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
• расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
• устный счет
• развивать двигательную память.
• метод ассоциаций
• подключение эмоций –
• создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.
Приемы легкого запоминания
• запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
• запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
• запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
• текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
• Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.