Ухудшилась память что делать


21 Августа

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Под «провалами в памяти» понимают полную или частичную потерю воспоминаний.

Однако такая трактовка может подразумевать потерю памяти, а может свидетельствовать о неспособности именно в данный момент вспомнить тот или иной факт.

Разновидности

Именно борьба с забыванием (важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации) обеспечивает сохранение важных данных.

Еще два процесса – узнавание и воспроизведение – дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти (или амнезия) могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию (сочетание первых двух) и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии.

Возможные причины

Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании.

Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти.

Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование.

Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга.

При наличии психологических факторов

Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.

алкоголизме, наркомании

Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травмеоперации на височных долях мозга, эпилептические припадки. Больные с эпилепсией забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него.

В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках.

сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности

Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти.

Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия – поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ.

Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В и фолиевой кислоты

Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики (атропин, скополамин, платифиллин, металлизир), антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны (например, бодибилдеры), имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом.

Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингитболезни Альцгеймера) или подкорковых структур мозга (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия).

Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события.

Диагностика и обследование

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

По очагам поражения в центральной нервной системе можно судить о заболевании мозга. При подозрении на аутоиммунную природу потери памяти необходимы анализы на гормоны щитовидной железы и гликированный гемоглобин.

№ ОБС75Диагностика состояния щитовидной железы

До 1 рабочего дня

№ Глюкоза и метаболиты углеводного обмена

Соединение гемоглобина с глюкозой, позволяющее оценивать уровень гликемии за 1 - 3 месяца, предшествующие исследованию. Образуется в результате медленного неферментативного присоединения глюкозы к гемоглобину А, содержащемуся в эритроцитах. Гликированный (употребляется также т...

До 1 рабочего дня

Эпилепсия, которая даже при отсутствии судорожных припадков может давать провалы в памяти, диагностируется с помощью электроэнцефалографии.

ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.

К каким врачам обращаться

При прогрессирующем ухудшении памяти следует обязательно пойти на прием к терапевту и провести необходимые исследования. При гормональных отклонениях к лечению подключается эндокринолог. Если провалы в памяти обусловлены деменцией, болезнью Альцгеймера или Паркинсона, необходима консультация невролога.

Лечение

Возвращение способности запоминать и воспроизводить необходимую информацию может быть сложной проблемой, иногда до конца не решаемой. Безусловно, необходима терапия, направленная на лечение причинного заболевания (сахарного диабета, гипертонической болезни, заболеваний щитовидной железы). По рекомендации терапевта возможно применение витаминов, особенно группы B, фолиевой кислоты, ноотропных препаратов, ингибиторов ацетилхолинэстеразы.

Что делать

Прежде всего не следует волноваться, если провалы в памяти возникают при сильном перенапряжении, волнении, необходимости усваивать большие массивы данных. Страх что-либо забыть будет только провоцировать новые случаи забывчивости.

Самое главное, что требуется в этом случае, – умение сконцентрировать внимание, а для этого необходимо побороть волнение.

Если провалы в памяти возникают все чаще и чаще вне связи с эмоциональными переживаниями, необходимо уделить внимание тренировке памяти. Успех при этом будет выше, если запоминание связано с положительными эмоциями и возможностью подкреплять усвоенные знания практическими навыками.

Важно помнить, что кислородное насыщение мозга стимулирует его работу, поэтому следует уделять время интенсивным прогулкам на воздухе, физической активности.

Пациентам с сахарным диабетом необходим тщательный памяти.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Информация проверена экспертом

Лишова Екатерина Александровна

Высшее медицинское образование, опыт работы - 19 лет

Поделитесь этой статьей сейчас

Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Морщины просто испаряются! Намажьте лицо перед сном этим...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Этот танец невесты оставит вас без слов! Пересмотрела 10 раз!


— Наталья Владимировна, когда можно говорить об ухудшении памяти? Каковы его критерии?

— Жалобы на снижение памяти встречаются довольно часто, но далеко не всегда они свидетельствуют об истинном ухудшении памяти. Часто они могут быть связаны, например, со снижением концентрации внимания. Если жалобы подтверждаются объективными данными, то есть результатами обследования неврологом или нейропсихологической диагностики, можно говорить об истинном снижении памяти.

— В чём кроются причины ухудшения памяти в молодом возрасте?

— Для молодых пациентов более характерны функциональные расстройства памяти. Развиваются они при стрессовых нагрузках, тревожном расстройстве, депрессии. Иногда они появляются после перенесённого вирусного заболевания из-за астенизации (ослабления организма) или вследствие интоксикации (алкогольной, наркотической), при работе на вредном производстве (интоксикация свинцом).

— А почему может ухудшаться память после 40?

При дефиците некоторых веществ, например, витаминов группы В, который возникает, в частности, при несбалансированном питании, при ухудшении их всасывания, также можно наблюдать расстройства памяти.

На функции памяти могут отразиться некоторые разновидности опухолей мозга, оперативные вмешательства на сердце и сосудах, сопровождающиеся искусственным кровоснабжением, а также химиотерапия.

Есть так называемое возрастное снижение памяти, которое обусловлено естественным старением мозга (происходит ряд структурных, нейрофизиологических и нейрохимических изменений). В этом случае человек способен выполнить то, что нужно, но из-за замедления психических процессов на это требуется больше времени.

— Как может проявляться ухудшение памяти?

— Некоторые пациенты жалуются на сложности запоминания и воспроизведения информации, трудность сосредоточиться. Они могут отмечать, что при привычной интеллектуальной нагрузке стали больше утомляться, что голова «какая-то не такая», «пустая». Врач во время беседы может обратить внимание на затруднения при построении предложений, подборе подходящих слов для высказывания своих мыслей.

— Какую диагностику проводят при ухудшении памяти?

— Прежде всего мы слушаем жалобы, собираем анамнез, проводим осмотр, тестирование по специальным методикам. Лабораторная диагностика понадобится в случае, если пациент страдает хроническими заболеваниями, а также для выявления дефицитарных состояний по витаминам и микроэлементам. При подозрении на очаговые и опухолевые поражения головного мозга назначается МРТ-исследование.

Для уточнения диагноза при ухудшении памяти иногда бывает нужна консультация нейропсихолога и ряда других узких специалистов. Так как ухудшение памяти может наблюдаться в том числе при депрессии, важно проведение диагностики эмоционального состояния пациента.

— Какие методы лечения эффективны при ухудшении памяти?

— Прежде всего необходимо выяснить, насколько выражены проблемы с памятью, по какой причине они возникли, это и будет определять тактику лечения. Нормализация режима труда и отдыха, полноценный сон и питание, отсутствие стрессов, физическая и интеллектуальная активность, трудотерапия – эти нехитрые приёмы здорового образа жизни могут значительно улучшить память.

— Наталья Владимировна, как сохранить память? Могут ли в этом помочь специальные тренировки, гимнастика для мозга?

ВНИМАНИЕ: услуга доступна не во всех городах

Беседовала Севиля Ибраимова

Умеренкова Наталья Владимировна

В 2004 году окончила Курский государственный медицинский университет по специальности «Лечебное дело».

В 2005 году закончила интернатуру по специальности «Неврология».

В настоящее время занимает должность врача-невролога, заведующего отделением неврологии в «Клиника Эксперт» Курск. Принимает по адресу: ул. Карла Либкнехта, д. 7.



 Методика «Исследование кратковременной памяти»

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят

Исследование произвольной памяти. Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.
 
Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

• словесно-логическая – запоминание смысла речи;

• эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;

• двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;

• образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;

• зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;

• слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;

• обонятельная – запоминание запахов;

• тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная
произвольная
 

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:

• за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);

•  за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;

• за долговременную память – кора головного мозга.

кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.
 
Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

память включает в себя 4 процесса:

• запечатление;

• сохранение;

• воспроизведение;

• забывание.


они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:

• образование нервных связей;

• закрепление нервных связей;

• возбуждение нервных связей;

• торможение нервных связей.

каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга.  Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры  и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

 

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.
 
1.      проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2.      проблемы с сохранением информации
 
3.      проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации
 
слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость

Стрессы. часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание. учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем. никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами. наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание. дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью. установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга

Заболевания внутренних органов:

• патологии нервной системы

• черепно-мозговые травмы

• нейросифилис

• инфекционные заболевания менингит, энцефалит

• доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение. повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1.      в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2.      запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3.      прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.

5.

• Медикаменты для улучшения памяти

Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта

Группа препаратов

представители

Действие

Способ применения

Препараты гинкго билоба

Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба

Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом.

Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.

Аминокислоты

Глицин, глицисед, глицирам

Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия).

Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.

Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты

Аминалон, ноофен

Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клетокповышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.


 

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача

Группа препаратов

представители

Действие

Способ применения

Ноотропные средства

Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил

Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами.

Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.

Ноотропные и гамкергические лекарственные средства

Энцефабол, пиритинол

Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах.

Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.

Психостимулирующие и ноотропные средства

Фенопропил,

Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение.

Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).

Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

• Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)

• Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло

• полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай

• Холин – яичный желток

• Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба

• глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

• ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в

• заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.

• запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.

• создание образов

Лечение причин плохой памяти

• активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.

• новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.

• не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.   

• задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.

• сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.

• задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.

• поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.

• изучать иностранный язык. активирует работу мозга.

• развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.

• спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.

• освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

• Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.

• невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.

• несобранность

• выборочная память. только то, что интересно

• регулярные упражнения

• игровые тренировки в интернете викиум

• ейдетика


Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

• регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;

• образное мышление – представь себе.

• факты, на которые обращалось пристальное внимание

• запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в .

• стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.

• слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.

• цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.

• даты рождения, даты событий пушкин

что делать

• для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.

• тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.

• расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.

• отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.

• улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»

• игра «кулачек - пальчик»

• тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.

• расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.

• устный счет

• развивать двигательную память.

• метод ассоциаций

• подключение эмоций –

• создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

• запоминание иностранных слов в виде нелепых образов

• запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,

• запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.

• текст. записи, пиктограммы – основное в предложении

• Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно


Информация получена с сайтов:
, , ,